Как правило, типологическая картина по истории сосредоточивает в себе существенные черты исторического явления, обеспечивая обучение образным и конкретным материалом для формирования важнейших представлений и понятий курса.
Деление картин на "событийные" и "типологические " не следует рассматривать как полное противопоставление их. Нередко событийные картины и рисунки могут выполнять и роль типологических, поскольку изображенные на них события являются типическими явлениями для их эпохи. Например, картина "Сожжение Джордано Бруно" может служить типологической картиной для раскрытия аутодафе - факта, многократно повторявшегося в средние века.
Вместе с тем некоторые типологические картины могут быть использованы как эпизодические.
Сочетание двух или более изображений, отражающих разновременные моменты одного исторического процесса, дает информацию не только об отдельном "срезе", но и элементарные представления обо всем процессе. На этом принципе последовательных взаимосопоставимых "срезов" построены серии диапозитивов, картин, диафильмов, раскрывающих ход конкретных событий или развитие типических явлений.
Методика работы с художественными учебными пособиями, раскрывающими исторические процессы, зависит, прежде всего, от характера изучаемых процессов.
При ознакомлении школьников с ходом конкретных исторических событий (войн, восстаний, открытий и т. п.) главная роль художественных учебных пособий заключается в создании у учащихся ярких эмоциональных представлений о последовательно сменяющихся эпизодах этого процесса. На ярком художественном материале ученики легко усваивают сами эпизоды, их последовательность и преемственность.
Наиболее распространенным видом художественных пособий, способствующих формированию динамических представлений об исторических частных процессах, являются исторические повести, рассказы, романы, а также монтажи литературных фрагментов, показывающие основной ход событий. Роль литературных произведений может быть особенно значительной при хорошем их иллюстрировании.
Развитие общественных явлений: хозяйства, социальных отношений, политического строя, культуры - может быть показано путем "срезов", характеризующих последовательные состояния этих явлений. Из художественных учебных пособий достижению этой цели в наибольшей мере могут способствовать серии типологических картин и рисунков.
Успешное осуществление познавательных действий возможно при соблюдении нескольких условий.
Во-первых, необходимо, чтобы в содержании последовательно демонстрируемых картин были понятные для школьников сопоставимые признаки (орудия труда, организация производственного процесса, общественные отношения и т. п.), но чтобы уровни развития этих признаков на разных картинах настолько бы различались, что учащиеся уловили бы происшедшие изменения.
Во-вторых, картин должно быть немного. Излишнее их число может помешать учащимся охватить в своем сознании процесс в целом. Методической наукой не исследовано, какое количество "срезов" является оптимальным для работы в разных классах и с разным материалом. Очевидно, чем младше учащиеся и чем меньше их способность к синтезу сложных явлений, тем меньше должно быть и количество картин,
В-третьих, разбор отдельных картин и рассмотрение процесса в целом должны быть разделены на два самостоятельных этапа работы. В ходе изучения" материала картина используется, возможно полнее, как источник информации об определенном "срезе" сравнительно с предшествующим и затем с последующими "срезами". На втором этапе картины служат при обобщающем повторении для синтеза процесса в целом.
Картина может служить закреплению изученного материала на уроке. В этом случае можно предложить учащимся самими рассказывать какой исторический факт (явление) раскрывает картина, что активизирует знания учащегося.
Особенно удобным средством наглядности всегда находящимся под рукой у ученика являются иллюстрации в учебнике. Они органически входят в его содержание, создавая конкретный зрительный образ исторических фактов. Рассматривая учебник как источник знаний, учащимся необходимо учитывать информацию, содержащуюся в иллюстрации. Основная работа с ними ведется на уроках. В учебнике для средних классов иллюстрации даны к каждому параграфу и работать с ними удобнее, чем с учебными картинами. Эти рисунки в учебнике, ученику легче разобраться во всех деталях.