Успех ответа нередко во многом зависит от формулировки вопроса. Полезно отказаться от формулировок, которые могут озадачить детей. Вместо "страшных" слов: "Занятия и образ жизни древнейших людей" лучше спросить: "Расскажи! как жили древнейшие люди и чем они занимались
Важно, чтобы уже в 5-6 классах школьники начали овладевать некоторыми стереотипами изложения исторического материала. Например, о войне нужно рассказывать в таком порядке: j) Почему началась война? 2) Какие крупные сражения были во время войны? 3) Чем она закончилась? Такими стереотипами изложения, но в усложненном виде учащиеся будут пользоваться и в старших классах (причины войны, ее характер, силы сторон, ход войны, ее результаты и значение). Такой подход возможен и при изложении событий революционного прошлого, вопросов экономики, характеристике идейных течений.
Прекрасным вспомогательным средством для облегчения и организации связного ответа является план ответа на доске. В VI классе он дается учителем, но постепенно учащиеся привлекаются к выработке плана опроса: что задано? О чем надо рассказывать? Какие вопросы выделим для рассказа
Таким образом, в ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее развитие умений и навыков учащихся: умения рассказывать и планировать свой рассказ, вести рассказ, опираясь на содержание картины или сопровождая его показом по карте, анализировать факты и делать выводы и обобщения, сопоставлять и сравнивать. Так в ходе опроса осуществляется не только проверка знаний и умений, но их дальнейшее углубление, обогащение, развитие
Разобрав ответ учащегося, учитель спросит его по ранее пройденному материалу. Это необходимо не только для проверки прочности усвоения и для закрепления изученной темы, но и для более глубокого восприятия новой. Организуя в течение всего учебного года в ходе текущего опроса повторение, учитель имеет полную возможность предлагать учащимся такие вопросы из прошлого, которые связаны либо с материалом опроса, либо с темой текущего урока
Вопросы из прошлого в данном случае помогают учащимся более глубоко осмыслить ранее усвоенные факты на основе вновь полученных знаний, обеспечивают более сознательное отношение к изучаемому материалу.
Вопросы из ранее пройденного целесообразно ставить и в связи с изложением нового материала. Эта работа приближается к тому, что называется соединением изучения нового с проверкой домашнего задания, с проверкой ранее усвоенного материала
Активную форму опроса представляет "устное рецензирование" ответа товарища. Учащиеся в 5-8 классах дополняют и исправляют ответ товарища. В более старшем возрасте (начиная с 7-8 классов), где указанная активность при опросе резко снижается, учитель может ввести в организацию устного опроса особые приемы, стимулирующие деятельность учащихся на уроке. Например, в начале занятия предлагает ученикам убрать все учебники и записи и приготовить небольшие листки, на которых они обязаны делать пометки о всех замеченных погрешностях, неточностях, ошибках или существенных пропусках в ответе товарища.
Ученик, вызванный к карте, отвечает на вопрос. Все внимательно слушают. После того как он изложил все, что знал, по заданному вопросу, учитель ставит ему отметку и предлагает одному из учащихся исправить допущенные ошибки и неточности, а другому - дополнить и углубить ответ. Если исправления и дополнения сделаны недостаточно полно, то вызывается третий, четвертый ученик и, наконец, желающие. За выступление с места (или за два-три выступления в зависимости от их полноты, глубины и четкости) ставится оценка.
Важно, чтобы школьники убедились в том, что их критика не ведет к снижению оценки товарища: ведь преподаватель уже оценил его ответ еще до их критических выступлений. Может быть и такой случай, когда отвечавший получил 12. Но в его ответе были небольшие неточности и опущены некоторые существенные детали. За развернутую критику такого отличного ответа дополняющий тоже получает оценку.
Устное рецензирование и дополнение ответов товарища имеет ряд преимуществ. Учащиеся вынуждены следить за содержанием опроса. Уже немыслимо заниматься посторонними делами или подучивать урок. Следя за ответом и отмечая недочеты в нем, учащиеся более активно вспоминают изученный материал. Они приучаются к критике товарища и к критике со стороны товарища, т. е. воспитываются в духе самокритики. Ученик, недостаточно усвоивший материал, убеждается в том, что он знает его действительно плохо. Оценка ответа учителем оказывается убедительно мотивированной.