Особой разновидностью сюжетного рассказа является картинный рассказ с остроконфликтным сюжетом, отражающим в обобщенной форме реальные исторические процессы и отдельные явления
Картинное описание - это образное воспроизведение в изложении учителя исторических явлений в виде целостных картин с существенными чертами и деталями. Картинное описание близко к сюжетному рассказу, но в отличие от него не имеет конкретно-исторического сюжета. Применяется такое описание для воссоздания типичных явлений, многократно повторяющихся в хозяйственной, социальной, политической и культурной жизни человеческого общества, а также для воссоздания картин природы и общественной жизни отдельных стран и населяющих их народов.
Картинное описание часто органически сочетается с сюжетным рассказом, излагающим обобщенные типичные факты (например, факты из жизни и быта представителей различных классов общества, города и деревни в древности и в средние века).
Обобщенные, типизированные образы людей зачастую персонифицируются в таком рассказе в конкретных образах.
Яркость материала, хотя и повышает внимание и интерес к нему школьников и развивает их творческое воображение, еще не всегда обеспечивает хорошее усвоение знаний. Необходимы специальные приемы стимулирования познавательной активности учащихся при изложении материала учителем.
Аналитическое описание - описание основных элементов изучаемых явлений с вычленением их существенных признаков. В отличие от картинного аналитическое описание создает целостных картин общественной жизни прошлого. Этот вид описания используется в практике преподавания истории в 6-7 классах при характеристике географической среды, социальных отношений, государственного устройства той или иной страны, при изучении (часто - в сравнительном плане) памятников материальной культуры различных эпох и народов.
Зачастую трудно провести четкую грань между картинным и аналитическим описанием, например при характеристике египетских пирамид, готического собора
В целях активизации работы учащихся целесообразно предпослать аналитическому описанию задание на вычерчивание схем политического устройства страны или хода сражения, если ученики знакомы с такой работой, на выделение основных признаков и оценки изучаемого явлений
Характеристика исторического события или явления раскрывает их наиболее существенные черты. Часто эта характеристика представляет собой основные выводы по одному или нескольким урокам темы. Такая характеристика бывает, близка к аналитическому описанию, но отличается от него большей четкостью в выделении основных признаков явления и большей степенью обобщения
Обобщающая, сжатая характеристика процессов, охватывающих длительный период времени, обычно дается учителем на вводных и заключительных уроках по целой теме, например, характеристика процесса отделения ремесла от сельского хозяйства и образования городов, характеристика процесса упадка и разложения феодализм
Характеристика исторических деятелей - особый вид устного изложения учителя, используемый для раскрытия характера их деятельности, а также индивидуальных особенностей исторических личностей.
Характеристики могут быть краткие и развернутые. На уроках в 6-7 классах даются яркие образные характеристики таких исторических деятелей, как Перикл, Александр Македонский, Спартак, Цезарь, Октавиан Август, Хлодвиг, Карл Великий, Ян Гус.
В одних случаях учитель сам оценивает их деятельность, в других случаях он помогает учащимся самостоятельно дать эту оценку.
Конспективное изложение - краткое освещение ряда фактов без их развернутого анализа, необходимое чаще всего для установления связи между основными фактами в курсе истории, для создания у школьников целостного представления о ходе исторического процесса.
Конспективное изложение материала учителем обычно не вызывает большого интереса у учащихся, особенно в 6-7 классах, и слабо усваивается школьниками. Требуются специальные приемы активизации познавательной деятельности учащихся: задание составить хронологическую таблицу, план рассказа учителя. Можно не добиваться от учащихся запоминания конспективно излагаемого учителем материала, если он приводится лишь для установления связей между другими, более важными фактами, и не имеет существенного образовательного значения.
Разъяснение исторических понятий - важнейшая составная часть изложения материала учителем на уроке. Излагая факты, учитель объясняет их значение, дает им оценку, выделяет существенные признаки исторических понятий, стоящих за этими фактами, разъясняет значение исторических терминов. Особенно часто приходится обращаться к такому разъяснению на первых уроках по курсу истории древнего мира, когда учащиеся встречаются с большим числом новых для них понятий и терминов, знакомятся со счетом лет в истории, осваивают новые для них источники познания исторического материала.