1) с помощью слова учитель руководит наблюдением и анализом наглядного объекта, а знания о содержании объекта, о его характерных чертах и особенностях учащиеся извлекают путем наблюдения и анализа содержания самого наглядного объекта;
2) с помощью слова учитель на основе наблюдений школьниками наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению существенных связей явлений;
3) сведения о содержании наглядного пособия учащиеся получают из словесных объяснений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией этих сообщений;
4) учитель, опираясь на наблюдения школьников, обобщает сказанное ими, делает выводы.
На уроках истории в 5-6 классах используются все названные формы сочетания слова и наглядности, но чаще всего первая и вторая, так как они в большей степени содействуют активности учащихся и самостоятельности их работы.
Формирование приемов умственных действий. На начальной ступени работы, преимущественно связано с наглядными средствами обучения. Уже в 5-6 классах, знакомя школьников с приемами анализа, синтеза, учитель начинает с разбора картины, изображений, рисунка учебника. То есть при использовании иллюстративно-объяснительного метода привлекаются такие средства, как изображения, рисунки.
Постепенно усложняя требования к формированию приемов умственной работы, именно анализировать и сравнивать, обобщать исторические явления, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями учителя систематически привлекают на уроки таблицы, схемы, диаграммы и другие средства обучения для наиболее эффективного решения задач, поставленных учителем.
В обучении используются многообразные наглядные средства; обычно выделяют три группы таких средств обучения: предметную, изобразительную, условно-графическую. Все эти средства являются важным фактором восприятия и закрепления исторических знаний у учащихся, именно поэтому их необходимо активно использовать при обобщении школьного материала на уроках истории.
Кроме трех вышеперечисленных групп, Вагин А.А. выделяет внутреннюю наглядность, под которой подразумевает опору на готовые образы, воспринятые школьниками путем самостоятельного наблюдения реальных предметов и явлений окружающего мира, сформированных у них ранее в процессе учебной деятельности. Однако представления у каждого ученика индивидуальны и зависят от его личного жизненного опыта и способностей не редко осознанные в воображении школьника картины прошлого несут в себе элементы модификации, отличаются не четкостью. Преодолению этих недостатков и способствует использование в обучении предметной изобразительной условно-графической наглядности.
Предметная наглядность имеет особую познавательскую ценность, предполагает непосрендственное восприятие подленных вещественных памятников прошлого или его материальных следов. Она включает в себя манументальные исторические памятники (например архитектурные: Софийский собор в Киеве), памятные места исторических событий например Сенатская площадь в Ленинграде. В неизменном виде таких памятников дошло до нас из далекого прошлого относительно не много, но они не могут быть объектом непосредственного восприятия для подавляющего обльшинства учащихся. К вещественным памятникам прошлого и более близкого исторического времени относятся орудия труда, предметы быта, одежда, украшения, оружие, и так далее. Степень их доступности для использования в учебном процессе значительно выше: они экспонируются в центральных и местных музеях. Использование этого вида наглядности происходит в виде экскурсий в музеи, например в археологический музей местного краеведческого музея по теме "наш край в древности". Демонстрируя орудия труда древности в местной области отдельного региона позволяет обобщить и закрепить знания у учеников по данной теме в общем, абстрагируясь от отдельного региона.
По найденным орудиям труда и древним вещам они определяют занятия людей (земледелие, обработка металлов, керамическое производство) из наличия бедных и богатых делают вывод о классовом рассмотрении в обществе. На основе находок предметов культового назначения и погребения людей, заключают о существовании религиозных верований.
Роль искусства в отражении современной ему общественной жизни не ограничивается показом ее материальной стороны. Искусство отражает общественную идеологию и психологию эпохи.