Таким образом, при закреплении материала важно сочетать вопросы, требующие ответов репродуктивного и продуктивного характера с известным перевесом в сторону последних. Многие методисты недооценивают роль репродуктивного метода. Его суть заключается в том, что системой логически взаимосвязанных вопросов учитель организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний. Необходимо отметить важность использования этого метода в плане формирования у школьников прочной основы знаний.
Закреплению нового материала помогает составление плана по рассказу учителя, составление на классной доске и в тетрадях учащихся несложных хронологических и синхронистических таблиц. Для развития и закрепления пространственных представлений, учащихся полезно проводить на уроке несложные упражнения по контурной карте.
Закрепление содержания учебной картины, как правило, также нельзя сводить к простому повторению тех же вопросов, которые были разобраны при изучении нового материала. Здесь нужны вопросы, выявляющие новые связи и отношения между изучаемыми явлениями и помогающие применить полученные знания для самостоятельного анализа картины.
Опыт показывает, что внимание, познавательная активность учащихся, а, следовательно, и усвоение нового материала на уроке повышаются, если в начале изучения темы предупредить класс, что в процессе или в конце занятия они должны будут выполнить письменное задание.
Одним из важнейших элементов учебного процесса является повторение изученного материала с его обобщением и систематизацией. Для того чтобы повторение исторического материала не сводилось к простому воспроизведению фактов, выводов, определений, необходимы специальные приемы обобщения, систематизации, включения вновь изучаемых фактов в систему знаний по теме, разделу, курсу.
Повторение и обобщение пройденного проходит через все звенья учебного процесса. Переход к новому материалу представляет собой повторение и обобщение фактов из материала, ранее пройденного и необходимого для лучшего усвоения нового.
Можно выделить следующие виды повторения: вводное повторение, текущее повторение в тематической связи с содержанием урока, обобщающее повторение по отдельным темам, разделам и проблемам изучаемого курса, итоговое обобщающее повторение по курсу в целом.
Рассмотрим названные виды повторения применительно к курсам истории древнего мира и средних веков.
В начале учебного года или перед изучением новой темы курса проводится вводное повторение с элементами обобщения. Оно имеет целью актуализировать в памяти учащихся усвоенные ранее знания, необходимые для лучшего понимания нового учебного материала.
Так, на первом уроке истории в 6 классе школьники вспоминают, что в 5 классе они знакомились с историей своего государства за последние полторы тысячи лет. Краткое вводное напоминание о рассказах по истории нашей Державы, поможет шестиклассникам осознать, что новый курс, который они будут изучать в 6 классе,- история древнего мира - это первый отдел всемирной истории, то есть истории народов всего мира, и что история народов нашей страны, с которой они познакомились в 5 классе, также является частью истории всемирной.
На вводном уроке по истории средних веков целесообразно провести беседу, обобщающую основное содержание курса истории древнего мира и помогающую установить с ним связь. Это один из приемов словесного метода изложения материала. Вопросы беседы, примерно таковы: какой общественный строй существовал у всех народов в глубокой древности? Какой строй пришел ему на смену у большинства народов древнего Востока, Греции, Рима? Почему рабовладельческий строй был шагом вперед по сравнению с первобытнообщинным? Каковы причины упадка и гибели рабовладельческого строя? Какое событие в Западной Европе считается завершением истории древнего мира.
Перед изучением первой темы по истории средних веков учитель помогает учащимся вспомнить то, что они узнали в 5 классе о жизни древних германцев: где жили германцы в первые века нашей эры? Чем они занимались? Какой общественный строй был у германцев? Это поможет учащимся глубже понять последующие перемены в жизни германцев и в истории Западной Европы.
Основным видом повторения является текущее повторение ранее пройденного в тематической связи с содержанием каждого нового урока.
Было бы неправильно ограничивать текущее повторение только теми вопросами, которые помещены перед многими параграфами учебников. Важно, чтобы весь урок, все звенья процесса обучения, как уже говорилось выше, служили и повторению материала.