В познании истории искусство выступает не только как своеобразный документ своей эпохи, но и в другом качестве: оно воссоздает, реконструирует в художественных образах общественную жизнь прошлого, свидетелем которой сам художник не был.
Если наука абстрагирует общие и существенные признаки многих аналогичных фактов, обобщает их в понятиях, отвлекаясь от единичного, то искусство отражает эти факты в образах Искусство изображает людей, действительно существовавших или созданных фантазией художника, и отдельные конкретные факты. Но он создает образы типические, то есть включающие существенные черты, присущие многим аналогичным фактам или людям определенной эпохи с типическими для нее общественными отношениями и материальной обстановкой.
Закономерности, лежащие в основе воссоздания исторической действительности искусством, свойственны также обучению истории. Учащиеся не только воспринимают вслед за художником писателем созданные им в произведении образы и сопереживают эмоции, но подобно художнику сами создают все это в своем воображении, а часто и стремятся передать в рисунке, скульптуре или рассказе.
В раскрытии исторических знаний при обучении истории древнего мира и средних веков широко используются способы отражения истории искусством: сюжетный рассказ, "путешествия" в древность и средневековье, художественная картина, кинофильм и т. д. Эти приемы изложения материала относятся к методу сообщения новых знаний, который предлагает использовать Ильина Т.А. В 5-6 классах типические художественные образы, отражающие существенные признаки исторических явлений, часто не только дополняют и иллюстрируют словесные описания и характеристики, но и лежат в основе работы при раскрытии соответствующих исторических понятий.
Произведения изобразительного искусства, современные изучаемой эпохе, дают для обучения истории более разностороннюю информацию, чем предмет материальной культуры.
Произведения живописи и скульптуры древности и средневековья содержат богатые сведения о предметах материальной культуры, не дошедших до нас или дошедших в сильно поврежденном виде. Например, о военной технике ассирийцев, об одежде египтян, о греческих кораблях мы узнали главным образом из рельефов и рисунков, Быт германцев известен нам в значительной мере из римских рельефов, изображающих германских воинов, их хижины.
Древние и средневековые изображения передают облик людей того времени - их типичные этнические признаки и индивидуальные портретные черты отдельных исторических деятелей. Благодаря этому исторические представления учащихся теряют обезличенность, а конкретные образы помогают не только прочнее запомнить исторических деятелей, но часто лучше понять существенные черты их личности и деятельности.
Использование памятников изобразительного искусства древности и средневековья в качестве учебных пособий по истории помогает наглядно и убедительно раскрыть идеи, взгляды, верования и стремления их современников.
Привлечение произведений искусства древности и средневековья и качестве учебных пособий по истории помогло! школьникам лучше узнать, глубже почувствовать и осмыслить историческую действительность, в них отразившуюся.
В преподавании истории используются художественные картины и специальные учебные картины. Художественные картины выступают на уроках в качестве исторического факта - произведения искусства, принадлежащего кисти конкретного художника, конкретной эпохи. В этом качестве они привлекаются для изучения культуры. Они могут использоваться и как источники непосредственно исторических знаний.
К учебным картинам относятся наглядные пособия специально созданные художником или иллюстратором к определенным темам школьных курсов истории. Они соответствуют определенному возрасту учащихся и отражают соответствующие явления или события прошлого. Картина может выступать определенным источником знаний, а так же иллюстрировать изложение учителя, что подкрепляет эмоциональную сферу учащегося. Учебная картина может активно использоваться и при обобщении знаний, тогда она вводится после рассказа и закрепляет изложение учителя. Картина как одно из важнейших наглядных пособий выступает в качестве активизирующего и конкретизирующего на всех звеньях процесса усвоения исторического материала.
Событийные картины изображают то, что "было", а типологические - то, что "бывало", например торговлю рабами в Греции, триумф в Риме, мануфактуру в средневековой Англии.