Рассмотрим это на примере урока "Могущество католической церкви в Западной Европе" (6 класс).
В начале урока, приступая к изучению новой темы, можно провести повторительную беседу по вопросам, известным школьникам из курса истории древнего мира и заданным на предыдущем уроке для домашнего повторения: что такое религия? Почему она возникла? Когда и где возникла христианская религия? Чем объяснялось ее возникновение? Чему учила христианская религия и кому это было выгодно? Как отнеслись к этой религии рабовладельцы? Почему? Как отнеслась германская знать к христианской религии и церкви (на примере союза франкских королей с церковью)? Чем объяснялся союз "варварских" королей с христианской церковью? Какую роль играла церковь в завоевательных войнах (на примере завоевания саксов)?
Повторение этого круга вопросов поможет учащимся вспомнить и закрепить в памяти исторические условия возникновения христианской религии и ее классовую сущность, нацелит на последующее обобщение вновь изучаемых фактов в теме "Христианская церковь в XI- XIII вв. Крестовые походы".
При изучении нового материала повторяются необходимые факты из пройденного ранее.
Наконец, в домашнем задании к следующему уроку учитель поручает школьникам вспомнить из курса древней истории о преследовании христианами ученых и уничтожении памятников искусства,
Обобщающее повторение охватывает материал целой темы или раздела курса, а в некоторых случаях систематизирует материал из различных тем и разделов по определенным проблемам и сторонам жизни общества. Такое повторение помогает выявить общие черты и отличия однородных событий и явлений, что очень важно для усвоения школьниками важнейших понятий, формируемых на протяжении целого курса или нескольких школьных курсов истории.
Цель итогового повторения - обобщить основное содержание целого курса. Учитель опирается на знания и умения школьников, приобретенные к концу учебного года. При обобщающем повторении завершается формирование у учащихся важнейших исторических понятий, относящихся ко всему курсу.
Итоговое обобщающее повторение по курсу служит средством подведения однородных исторических явлений под общее понятие. Например, на итоговом уроке по курсу истории средних веков учащиеся на основе повторения характерных черт каждого из грех периодов развития феодализма включают с помощью учителя в общее понятие "феодальный строй" не только известные им понятия об основных признаках феодализма, но и понятие о его разложении: зарождении в странах феодальной Европы капиталистических отношений, обострении классовой борьбы, установлении абсолютной монархии в последний период средних веков.
В процессе итогового обобщающего повторения учащиеся подводятся к пониманию некоторых общих закономерностей исторического развития на основе сопоставления однородных явлений и однородных причинно-следственных и закономерных связей между историческими фактами.
Изучая историю, школьники знакомятся с событиями, предметами прошлого, с людьми, действиями, в разной эпохе. События в общественно-историческом процессе совершаются в пространстве и во времени. Локализация фактов во времени требует от учащихся знания хронологии, а локализация в пространстве - знание исторической биографии. Закрепление хронологической последовательности в памяти учащихся лучше всего осуществляется с помощью наглядных средств. Оно должно проводиться в течение всего года, на каждом уроке, систематически. Обобщая каждую тему, учитель должен научить учащихся ориентироваться во времени. Роль наглядного обучения является, бесспорно, эффективным. Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображения. Учащиеся лишены возможности непосредственно воспринимать события прошлого. Исторические события неповторимы. Наглядность служит опорой для раскрытия сущности исторических явлений, формирования основных исторических понятий и закономерностей, обеспечивает более глубокое их усвоение учащимися. Наглядные средства очень часто применяются на уроках обобщения. Такое обучение развивает наблюдательность, соображение, память и речь учащихся, поддерживает постоянный интерес к историческому прошлому.
Важнейшими источниками знаний по истории являются наглядные пособия. Наглядность - непременное условие создания у учащихся конкретных образных представлений Л. В. Занков, отмечает четыре различные формы сочетания использования наглядных пособий со словом учителя: