Подмножества I и II классов исчерпывают все трехэлементные подмножества множества М, что означает:
=+.
Аналогичными рассуждениями получите равенство:
=+.
Убедитесь в справедливости последнего равенства, воспользовавшись формулой подсчета числа сочетаний без повторений.
II. Составим таблицу значений при различных значениях n и k. В таблицу 2 занесем значения =1, =1, =1, =1, =2, =1. Заполните остальные строки таблицы, используя свойство сочетаний.
Займемся изучением таблицы 2.
Первые и последние элементы любой строки равны 1, так как ==1. Это равенство будем считать верным и при n=0 (пустое множество своим единственным подмножеством имеет самое себя).
Любой другой элемент таблицы 2 согласно свойству сочетаний, на основании которого составлена таблица, равен сумме двух элементов предшествующей строки: стоящего непосредственно над ним и стоящего над ним слева.
Часто числа располагают в таблице иначе, так, что каждый элемент таблицы равен сумме двух чисел предшествующей строки, стоящих непосредственно над ним слева и справа. Тогда таблица принимает форму равнобедренного треугольника.
Исследованием свойств такой треугольной таблицы и применениями ее занимался выдающийся ученый Франции Блез Паскаль (1623 —1662). Поэтому рассматриваемую таблицу часто называют треугольником Паскаля. Хотя задолго до Паскаля этот треугольник встречался в работах итальянских и арабских математиков.
Отметим некоторые из свойств треугольника Паскаля.
1. Сумма чисел k-той строки равна 2k: ранее было доказано, что +++…+=2k.
Таблица 2
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
… | |
0 |
1 |
… | ||||||||||
1 |
1 |
1 |
… | |||||||||
2 |
1 |
2 |
1 |
… | ||||||||
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
… | |||||||
4 |
1 |
4 |
6 |
4 |
1 |
… | ||||||
5 |
1 |
5 |
10 |
10 |
5 |
1 |
… | |||||
6 |
1 |
6 |
15 |
20 |
15 |
6 |
1 |
… | ||||
7 |
1 |
7 |
21 |
35 |
35 |
21 |
7 |
1 |
… | |||
8 |
1 |
8 |
28 |
56 |
70 |
56 |
28 |
8 |
1 |
… | ||
9 |
1 |
9 |
36 |
84 |
126 |
126 |
84 |
36 |
9 |
1 |
… | |
10 |
1 |
10 |
45 |
120 |
210 |
252 |
210 |
120 |
45 |
10 |
1 |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |