Страница 5

Обозначения:

Ценностные ориентации: Жизненные сферы:

1- собственный престиж, 1 – сфера профессиональной жизни,

2 – высокое материальное положение, 2 – сфера обучения и образования,

3 – креативность, 3 – сфера семейной жизни,

4 – активные социальные контакты, 4 – сфера общественной жизни,

5 – развитие себя, 5 – сфера увлечений.

6 – достижения,

7 – духовное удовлетворение,

8 – сохранение собственной индивидуальности.

Анализ полученных результатов позволил нам говорить о том, что у педагогов преобладает желание занимать высокое материальное положение, эта ценность доминирует над всеми остальными. Преобладающей жизненной сферой является сфера обучения и образования, а также сфера профессиональной деятельности, сфера увлечений же у большинства отходит на второй план.

Однако, для нашего исследования нам необходимо рассмотреть более подробно ответы каждого педагога, сопоставить их с результатами наблюдений и определить ценностную направленность каждого из воспитателей именно в профессиональной сфере.

Итак, анализируя данные ответов по методике ОТеЦ педагога старшей группы Иванова Н. Н., мы можем сказать о том, что главенствующей ценностью для нее является высокое материальное положение; на втором месте такие ценностные ориентации как креативность, развитие себя, личные достижения и духовное удовлетворение; на третьем месте – активные социальные контакты (см. приложение 1). Небольшое значение Наталья Николаевна придает таким ценностям как собственный престиж и сохранение собственной индивидуальности. Что касается жизненных сфер, то главной и самой важной для этого воспитателя является сфера образования и обучения, а на втором месте сфера профессиональной жизни. Самой несущественной сферой для Ивановой Н. Н. является сфера семейной жизни (как нам стало известно эта женщина 35 лет не замужем и детей не имеет, все свое время она посвящает работе). Таким образом, можно сказать, что стремление к высокому материальному положению этого педагога говорит о недостатке и низкой заработной плате, либо о том, что этот человек считает материальный достаток главным условием жизненного благополучия. Выделение сферы образования и обучения выражает стремление Натальи Николаевны к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. В интересующей нас сфере профессиональной жизни высокие баллы были поставлены напротив таких ценностных ориентаций как креативность, развитие себя, духовное удовлетворение, что говорит о том, что работа для данного педагога – это, прежде всего, самореализация, присутствует высокое желание творчески проявить себя и получить от этого духовное удовлетворение. Этот педагог заинтересован в повышении своей профессиональной квалификации, имеется желание вносить в работу различные усовершенствования и изменения, работу свою она тщательно планирует. Здесь также можно отметить, что в профессиональной сфере для Натальи Николаевны получение высокой заработной платы не является самым важным, так как балл, стоящий напротив этой ценности в профессиональной сфере является самым низким. Высокое материальное положение этому педагогу принесут, по ее мнению, активная общественная и жизнь и повышение уровня образования. Данные наблюдений показали, что Иванова Н. Н. очень серьезный педагог, за опоздания отчитывает как родителей, так и детей, придерживается строгой дисциплины. На занятиях у этого воспитателя стоит полная тишина, никто из детей не пытается ее нарушить – Наталья Николаевна придает большое значение обучению детей. Отпуская детей поиграть «в свои игры» она также предлагает им возможные варианты разнообразных занятий (сбор пазлов, мозаик, работа с конструктором, ролевые игры и многое другое). В группе Ивановой Н.Н. имеются дети, которые занимаются спортом и художественной гимнастикой. Именно им педагог уделяет большое внимание, хвалит их за достижения, ставит в пример. У Натальи Николаевны остаются без внимания дети ничем не выделяющиеся на занятиях, которые играют сами по себе. Педагог никогда не повышает голоса на детей, может говорить строго, но очень тихо и ее услышат все дети. Она очень много времени уделяет как интеллектуальному, так и физическому развитию детей – проводит дополнительные занятия во второй половине дня, водит детей в бассейн 1 раз неделю. Наталья Николаевна практически всегда завоевывает первые места в детском саду (лучшее занятие; лучшая группа, украшенная к Новому году; лучшая совместная работа детей и т. д.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10