Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности, такую, которая несет определенную смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.
Селиверстов В.И. дал такое определение словарному запасу: «словарь– это лексика, словарный запас языка, диалекта какой-либо социальной группы, словарный запас отдельного человека». (51)
Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, ее место в общей системе работы по развитию речи, рассмотрим слово, его характеристику и роль в языке и речи с различных точек зрения: лингвистической, физиологической и психологической.
Лингвисты считают, что главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического значений. Лексические значения – это сгустки человеческих знаний об определенных сторонах действительности, без их усвоения невозможно овладение речью как средством общения и орудием мышления. (47)
Слово – основная единица языка. Оно является «представителем» одновременно всех компонентов языка – фонетики (поскольку состоит из звуков речи), лексики (поскольку обозначает, кодирует какое-то явление действительности, т.е. несет смысловую нагрузку), грамматики (поскольку в данном случае существует в определенной грамматической форме). В речи слово живет в определенном значении и соответствующем грамматическом оформлении, усваивать «просто слова», без их фонетической оболочки и грамматической формы невозможно. (61)
Значение слова имеет сложное строение:
во-первых, в нем можно выделить предметную отнесенность, т.е. обозначение предмета, номинацию;
во-вторых, это система абстракций и обобщений, которая скрывается за словом, система связей и отношений, которая в нем выражается, т.е. его понятийная отнесенность.
Соотношение наглядных образных компонентов слова с абстрактными или обобщающими в разных словах разное. Человек пользуется словами, выбирая одно из возможных значений.
Различают несколько степеней обобщения слов по смыслу:
нулевая степень обобщения – имя собственное, название (имя) единичного предмета (Маша, Витя, мячик, машина).
первая степень обобщения – имя нарицательное, т.е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств. Называние мячом любой шаровидный упругий предмет, независимо от цвета, размера и материала, понимание лексического значения слова мяч.
вторая степень обобщения:
слова, обозначающие родовые понятия: мебель (это и стул, и стол, и шкаф); игрушки (это и мяч, и кукла, и кубик) и т.д.
названия действий, признаков передаются обобщенно в форме имени существительного: хождение, плавание, бег, краснота.
третья степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения: растения – это деревья, травы, лишайники; вещи – это игрушки, посуда, мебель и т.д.
четвертая степень обобщения – слова, называющие предельные лексические обобщения: предметность, действие, состояние, признак, качество, количество, отношение. (61)
С физиологической точки зрения «слово является универсальным средством сигнализации, которое может заменить все возможные для человека раздражители».(62) Усвоение слова представляет собой образование временной нервной связи между ним и образом объекта реального мира. Слово только тогда становится заменителем реального предмета, когда в его основе есть конкретные представления.
С психологической точки зрения значение слова есть «единство обобщения и общения, коммуникации и мышления». Обобщение и значение слова суть синонимы. Именно в значении слова завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением». (62)
Усваиваемые детьми слова распадаются на два разряда.
Первый из них, который называют активным запасом слов, входят те слова, «которые ребенок не только понимает, но и активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь». (51)
В.И.Селиверстов дает следующую формулировку активному словарю: «словарь активный
– активный запас слов отдельного носителя языка – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным человеком; зависит от возраста, психического развития, образования, социальной среды и т.д.» (51)
Второй разряд, т.е. пассивный запас слов, В.И.Селиверстов описывает так «словарь пассивный
– пассивный запас слов отдельного носителя языка – часть словарного состава языка, понятная конкретному человеку; зависит от возраста, психического развития, образования, социальной среды и т.д.» (51)