В старшей группе сложилась похожая ситуация – имеются устойчивые объединения как у девочек (Маша Р., Лиза К., Арина Л., Полина Б.), так и у мальчиков (Ваня Б., Влад Б., Степа К., Витя К.). Однако, причиной объединения этих детей являются успехи в той или иной деятельности. В этой группе также имеются неустойчивые объединения. Которые сформировываются на непродолжительное время и имеются дети, играющие в стороне от остальных.
Изучение эмоционально-практического аспекта («Открытки» и «Палочки» - ребенку предоставлялась возможность подарить привлекательные предметы сверстнику, взять их себе или поделиться; «Строитель» и «Лото» - ребенок мог уступить или не уступить сверстнику интересную игру и вместе со взрослым оценивать успешность действий сверстника) показало, что в подготовительной группе проявление просоциальности и вовлеченность в действия сверстника выше, чем в старшей группе, а наличие колебаний ниже. Это может говорить о наличии большего сочувствия к сверстнику в подготовительной группе.
Для подтверждения данных наблюдений нами также проводился рисуночный тест «Мой друг». Как мы и ожидали, дети изображали своих товарищей, с которым они наиболее часто контактируют, играют и общаются, причем выражали в рисунке очень благоприятное отношение к своим товарищам. Однако, Максим Л., Эмирлан, Влад Д. (подготовительная группа) нарисовал своих братьев, что говорит о трудностях в общении со сверстниками (Эмирлан по национальности киргиз, он плохо говорит по-русски и дети с трудом его понимают; Владу 5 лет, он младше всех детей группы, его игры не интересны товарищам, и он часто остается один; Максим очень плаксивый мальчик, порой плачет по маме, не умеет организовывать игры, порой просто мешает детям играть оттого, что не может придумать себе занятие).
Следующий тест – «Дом – дерево – человек» позволил нам судить о наличии проблемных форм межличностных отношений таких как: агрессивность, демонстративность, застенчивость, обидчивость. Выявление данных проблемных форм дает возможность понять некоторые причины «популярности» одних дертей и «непопулярности» других детей в группе. Этот метод позволит нам дополнить данные предыдущих исследований. Мы определили, что у Влада Д. (подготовительная группа) присутствует чувство тревоги, эмоциональной зависимости, чувство дискомфорта и скованности, недостаток веры в себя, т.к. все три рисунка очень маленькие и изображены в самом низу листа. Линии рисунка неуверенные, выделение некоторых деталей рисунка говорит о возможном существовании тревожности. Во время рисования ребенок просил помощи, переспрашивал, что надо рисовать.
В рисунках многих детей подготовительной группы наблюдаются элементы демонстративности. Особенно это видно на рисунках девочек Жени Т., Илоны Ч., Миланы Б., Даши Ш. Девочки изображают принцесс в пышных платьях, с коронами; на платьях множество разнообразных элементов, нашивок, украшений. Такая степень декорированности фигуры свидетельствует о преобладающих демонстративных тенденций у детей.
Здесь можно сказать о том, что зачастую демонстративные дети весьма успешны в игровой деятельности, они могут предложить разнообразные и интересные игры. Поэтому с ними охотно и часто контактируют сверстники, что создает впечатление успешности их взаимоотношений. У этих детей повышена потребность во внимании, поэтому у них могут возникать проблемы во взаимоотношениях в семье, а иногда и в группе. И несмотря на такую особенность в группе девочки пользуются популярностью, дети тянутся к ним. Наши наблюдения показали, что с этими детьми интересно играть не только девочкам, но и мальчикам. По результатам социометрического исследования этим девочкам отдают предпочтение многие ребята (Дима П., Даша Ш., Марина З., Влад Д., Равшан Б.), они имеют благоприятную статусную категорию, являются «звездами» и «предпочитаемыми» и с ними охотно общаются почти все дети. При решении проблемных ситуаций все девочки показали вовлеченность в действия сверстника, пытались помочь и охотно делились открытками и палочками.