Суммируя изложенное выше, можно перечислить основные виды подготовки учащихся к изучению нового учебного материала на уроке:
а) обобщение разобранного при опросе материала, связывающее его с новым учебным материалом;
б) краткая беседа с классом по вопросам, мобилизующим имеющиеся у учащихся знания, необходимые для лучшего усвоения новой темы. Это особенно необходимо, когда Содержание опроса мало связано с темой нового урока;
в) создание на уроке так называемой проблемной ситуации и вовлечение школьников в решение поставленной проблемы
Результат самостоятельной работы учащихся обязательно обсуждается на данном уроке, чтобы они смогли проверить правильность своих действий и сделанных выводов. Изучение нового материала является главным элементом учебного процесса на уроке. В 6-7 классах наиболее широко используются для этого устное изложение материала учителем, беседа, работа с разнообразными наглядными пособиями, документами и текстом учебника.
Устное изложение в обучении истории, особенно в 5-6 классах, занимает ведущее место. Оно позволяет в тематической целостности, хронологической последовательности и в эмоциональной форме знакомить учащихся с историческим материалом. Убедительное слово учителя оказывает большое воздействие на сознание и чувства учащихся, учит их логически мыслить, аргументировано излагать учебный материал.
Наряду с рассказом учителя важную роль при изменении нового материала в 5-6 классах играет беседа.
Применение эвристической беседы при изучении нового материала требует соблюдения ряда условий:
1. Учащиеся должны иметь достаточный запас фактических знаний и умений, чтобы опираться на них, а не строить догадки.
2. Вопросы учитель должен формулировать так, чтоб от учащихся требовался самостоятельный анализ определенных фактов (изученных ранее и вновь изучаемых); эвристическая беседа должна быть одним из средств вовлечения школьников в посильное для них исследование исторического материала, поэтому необходимо избегать вопросов, ответы на которые учащиеся легко найдут в учебнике или в рассказе учителя.
Обобщающий вид беседы обычно применяется в конце урока или на заключительном уроке по теме, разделу, курсу и служит систематизации и обобщению фактов, подведению общих итогов, закреплению материала и отчасти проверке его усвоения. Нередко обобщающая беседа носит эвристический характер, подводя учащихся к пониманию закономерностей развития общества.
Уроки анализа и синтеза обязательны во всех классах, но особенно актуальны в 5-7 классах, когда у подростков еще не достаточно устойчивая память. На уроках закрепления знаний не только повторяются изученные темы, но и систематизируются, обобщаются, расширяются и детализируются знания. Первая часть такого занятия может проводиться в компьютерном классе. Выявив через отработку контролирующей программы объем и глубину сохранившихся у учащихся знаний, учитель организует процесс их наращивания, устного или письменного повторения и закрепления. Задача выявления уровня знаний учащимися при отсутствии компьютерной техники решается с помощью тестирования или короткой письменной летучки.
Задача учителя заключается в том, чтобы научить школьников выделять существенные и отличительные признаки и черты рассматриваемых исторических явлений. На этой основе становится более полным и синтез, так как правильность обобщения зависит, прежде всего, от правильности и полноты анализа. Для того чтобы анализ при сопоставлении двух объектов не остановился на выделениях сходного, необходимо его продолжить: ввести новый момент - черты отличия.