В школьной практике обобщение знаний осуществляется при изучении темы параграфа раздела, курса. Лекцию учитель завершает словами: "Обобщим сказанное", или "Закрепим пройденный материал", имея в виду краткое повторение, обобщение. При ответе учащегося, учитель требует подвести итог сказанного, то есть обобщить в виде вывода, то есть обобщение используется и учащимся и обучающим на протяжении всего обучающего процесса: на каждом уроке, после каждой новой пройденной темы. Ни один урок не должен проходить без обобщения знаний. Обобщению исторических знаний могут посвящаться так же и отдельные уроки.
Обобщить - соединить вместе, объединить в нечто общее, единое - "мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов, и распространяется на каждый отдельный предмет данного класса: переход от единого к общему, от менее общего к более общему
Изучение истории дает высокий эффект усвоения и реализации полученных знаний при условии отработки курса по "горизонтали и вертикали", точнее в двух структурно-методических измерениях: событийно-хронологическом и обобщающе-тематическом. Все современные учебники истории построены в событийно-хронологическом ключе. Начинается изучение истории с древнейших времен, от века к веку, периода к периоду, тысячелетия к тысячелетию.
Обобщающе-тематическое изучение материала в современных условиях существует в виде пока еще переменной проблемы. Структура учебников и существующие методы обучения не достаточно ориентируют учащихся в их деятельности по усвоению знаний по узловым вопросам истории в обобщенном виде.
Применение того или иного вида обобщения исторических знаний зависит от типа урока. Существуют десятки классификаций уроков. Проблема эта не имеет до сих пор окончательного решения. В современной школе выделяют следующие типы уроков:
- урок новых знаний
- уроки формирования навыков и умений
- уроки обобщения (анализа) и синтеза знаний
- уроки диагностики знаний и умений, навыков учащихся
- уроки коррекции
Такая классификация является очень удобной для планирования, прогнозирования, деятельности учителя, обоснованием методики каждого урока. Каждый тип урока имеет свою структуру, то есть этапы построения урока, их последовательность, взаимосвязи между ними. Характер элементов определяется заданиями, которые необходимо решать на уроках определенного типа, чтобы наиболее оптимальным путем достичь той или иной развивающей, обучающей и воспитательной цели урока.
Урок новых знаний
Как правило, эти уроки имеют форму лекций:
- повествовательного характера (рассказ)
- диалогического:
а) информативно-диалогического характера (беседа)
б) проблемного характера. В основном используется в старших классах.
Основной формой организации учебно-воспитательной работы по истории школе является урок.
Каждый урок - звено единой цепи (системы) уроков по теме и курсу - не может рассматриваться вне связи с другими уроками истории, вне системы обучения в целом.
Характерной чертой эффективного урока является активная познавательная деятельность учащихся в течение всего занятия и продуманное руководство ею учителя. Достижению этого, в частности, способствует использование элементов проблемного обучения.
Требование руководства активной познавательней деятельностью на уроке относится к организации учителем коллективной работы всего класса и к сочетанию с нею индивидуальной самостоятельной работы отдельных учеников.