Умение составлять план помогает учащимся понять логическую структуру учебного текста или рассказа учителя, отделять одну существенную мысль от другой, обосновывать главную мысль.
Работа над планом является средством выявления причинно-следственных временных связей и отношений между историческими фактами и средством выделения общих признаков однородных исторических фактов. В процессе работы над планом совершается также синтез важнейших связей и признаков явлений.
Задачи формирования мыслительных умений и навыков школьников в обучении истории - это научить самостоятельно, извлекать, систематизировать и применять на практике исторические знания.
Учитывая специфику истории как предмета школьного преподавания, мы условно выделяем формируемые в обучении истории группы умений:
1. анализировать источники исторических знаний, выделять главное и существенное в исторических событиях и явлениях, их существенные признаки и связи, составлять определения исторических понятий;
2. логически членить содержание источника исторических знаний; дедуктивно применять общую логическую схему к анализу однородных исторических явлений и событий (например, применять общий план - логическую схему изучения материала о восстаниях к анализу конкретных крестьянских восстаний);
3. локализовать исторические факты и процессы и соотносить их друг с другом во времени, составлять хронологические и синхронистические таблицы;
4. локализовать исторические явления в пространстве, "читать" историческую карту, грамотно пользоваться ее легендой и условными обозначениями, заполнять историческим содержанием контурную карту и т. п.;
5. строить выводы (в том числе и оценочные) на основе анализа и сравнения исторических фактов, пользуясь индуктивными и дедуктивными умозаключениями; обосновывать выводы и оценки, правильно строить доказательство, опираясь на исторические факты и обобщения;
6. устно и письменно излагать исторический материал (последовательно, образно, с выделением главного и существенного и т. п.). Пользоваться всеми видами изложения (описанием, повествованием, характеристикой, объяснением и др.), кратко и развернуто отвечать на вопросы и задавать их своим товарищам, рецензировать их ответы (устно или письменно);
7. подготавливать и делать сообщения, доклады, рефераты, рецензировать небольшие по объему произведения научно-популярной и художественно-исторической литературы;
8. составлять планы содержания исторического текста или рассказа учителя, план анализа исторического события или явления, план сравнения, план выводов, план своего ответа, доклада и т. п.; составлять план-конспект, конспект, тезисы, краткую запись основных положений объяснения учителя, делать выписки из литературы, пользоваться справочной исторической литературой.
В процессе обучения истории широко используется одна из важнейших логических операций - сравнение.
В сравнении обязательно присутствует анализ, так как при сравнении исторических явлений особенно четко и полно вычленяются и осознаются их признаки; то же время сравнение выполняет роль синтеза, ибо в нем всегда устанавливаются связи между двумя или несколькими явлениями.
Сравнение помогает увидеть общее в различном и различное в сходных явлениях и в последовательных этапах исторических процессов.
Работа по формированию умения сравнивать ведется уже в начальной школе. В 5 классе в обучении истории она обычно заключается в сравнении двух единичных фактов, а затем двух типических исторических явлений по одному - двум признакам, указанным учителем.