Общая диагностика оценка и самооценка эффективности урока по результатам анализа осуществляется по следующим пяти направлениям (по В. П. Симонову):
1.
Оценка основных личностных качеств преподавателя.
1.1.
Знание предмета и общая эрудиция преподавателя.
1.2.
Уровень педагогического и методического мастерства
1.3.
Культура речи, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.
1.4.
Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися
1.5.
Внешний вид педагога, мимика, жесты, культура поведения.
2.
Оценка основных характеристик учащихся на занятиях.
2.1.
Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности.
2.2.
Уровень общеучебных и специальных умений и навыков.
2.3.
Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы.
2.4.
Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.
3.
Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся.
3.1.
Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала, формируемых умений и навыков.
3.2.
Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой).
3.3.
Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой учащимися информации).
3.4.
Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала.
4.
Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся в ходе занятий.
4.1.
Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности.
4.2.
Степень целесообразности и эффективности использования наглядности.
4.3.
Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работ.
4.4.
Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе занятия.
4.5.
Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.
4.6.
Степень эстетического воздействия проводимого занятия на учащихся.
4.7.
Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятия.
5.
Оценка цели и результатов проведения занятия.
5.1.
Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия.
5.2.
Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.
5.3.
Степень обучающего воздействия проведенного занятия на учащихся (чему и в какой степени научились).
5.4.
Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию).
5.5.
Степень воздействия занятия на развитие учащихся (что способствовало их развитию). [3]