1. изучение анатомического строения артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык, прикус, подъязычная уздечка, твёрдое и мягкое нёбо, челюсти);
2. подвижности и переключаемости органов артикуляции (наличие или отсутствие движения, тонус, активность, объём, точность, темп, замена, синкинезии, переключение).
Детям предлагалось выполнить следующие упражнения:
Для челюстей
:
· Рот широко открыть, закрыть
· Нижняя челюсть вправо, влево.
Для губ
:
· Растянуть губы в улыбке.
· Вытянуть губы вперёд трубочкой.
· «Улыбка»- «трубочка».
· Поднять верхнюю губу.
· Опустить нижнюю губу.
· Одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю.
Для языка:
· «Лопаточка»- широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу.
· «Иголочка»- рот открыть, язык высунуть далеко вперёд, сделать узким.
· «Лопаточка» - «Иголочка».
· «Качели»- кончик языка упирается поочерёдно в передние верхние и нижние корни зубов.
· «Вкусное варенье»- высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
· «Чашечка»- рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их.
· «Лошадка»- присосать язык, щёлкнуть языком.
· «Часики»- высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому.
Для мягкого нёба:
· Отрывисто на твёрдой атаке произнести звук [a].
· Широко открыть рот и зевнуть.
Оценка состояния моторных функций:
5- движения в полном объёме, точное и правильное выполнение
4- движения выполняет, но ослаблен тонус.
3- движение замедленное, напряжённое, саливация, гиперкинезы
2- затрудняется в выполнении, гиперкинезы
1- невыполнение.
II
.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента.
Изучив медицинскую, педагогическую и логопедическую документацию на данную группу детей мы выявили, что причиной нарушений речи у них является - детский церебральный паралич. Состояние фонетико-фонематической стороны речи у детей экспериментальной группы различно.
Мы определили 4- уровневую систему оценивания состояния фонетико- фонематической стороны речи: с этой целью уровни стартовых характеристик (тот уровень, на котором находится ребёнок во время первичного обследования) оценивались как:
1-й уровень – низкий - 1-12 баллов.
2-й уровень – средний - 13-25 баллов.
3-й уровень – хороший - 26-33 баллов.
4-й уровень - высокий (соответствует возрастным нормам) - 34 - 45 баллов
Обследовав моторику детей по вышеизложенной методике, мы получили следующие результаты, представленные в таблице 1.
Состояние моторных функций детей экспериментальной группы.
Таблица 1.
Имя |
Мелкая моторика |
Мимическая моторика |
Артикуляционная моторика. |
Общий балл |
Женя |
2 |
5 |
3 |
10 |
Кирилл |
1 |
1 |
2 |
4 |
Костя |
1 |
4 |
3 |
8 |
Саша |
2 |
5 |
4 |
11 |
Ильяс |
1 |
1 |
2 |
4 |
П. Кирилл |
1 |
2 |
4 |
7 |
Т. Ваня. |
1 |
5 |
4 |
10 |
Кристина |
1 |
5 |
3 |
9 |
Евгения |
1 |
5 |
3 |
9 |
Настя |
2 |
5 |
4 |
11 |
Эталон |
5 |
5 |
5 |
15 |