Страница 3

1. изучение анатомического строения артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык, прикус, подъязычная уздечка, твёрдое и мягкое нёбо, челюсти);

2. подвижности и переключаемости органов артикуляции (наличие или отсутствие движения, тонус, активность, объём, точность, темп, замена, синкинезии, переключение).

Детям предлагалось выполнить следующие упражнения:

Для челюстей

:

· Рот широко открыть, закрыть

· Нижняя челюсть вправо, влево.

Для губ

:

· Растянуть губы в улыбке.

· Вытянуть губы вперёд трубочкой.

· «Улыбка»- «трубочка».

· Поднять верхнюю губу.

· Опустить нижнюю губу.

· Одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю.

Для языка:

· «Лопаточка»- широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу.

· «Иголочка»- рот открыть, язык высунуть далеко вперёд, сделать узким.

· «Лопаточка» - «Иголочка».

· «Качели»- кончик языка упирается поочерёдно в передние верхние и нижние корни зубов.

· «Вкусное варенье»- высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

· «Чашечка»- рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их.

· «Лошадка»- присосать язык, щёлкнуть языком.

· «Часики»- высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому.

Для мягкого нёба:

· Отрывисто на твёрдой атаке произнести звук [a].

· Широко открыть рот и зевнуть.

Оценка состояния моторных функций:

5- движения в полном объёме, точное и правильное выполнение

4- движения выполняет, но ослаблен тонус.

3- движение замедленное, напряжённое, саливация, гиперкинезы

2- затрудняется в выполнении, гиперкинезы

1- невыполнение.

II

.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента.

Изучив медицинскую, педагогическую и логопедическую документацию на данную группу детей мы выявили, что причиной нарушений речи у них является - детский церебральный паралич. Состояние фонетико-фонематической стороны речи у детей экспериментальной группы различно.

Мы определили 4- уровневую систему оценивания состояния фонетико- фонематической стороны речи: с этой целью уровни стартовых характеристик (тот уровень, на котором находится ребёнок во время первичного обследования) оценивались как:

1-й уровень – низкий - 1-12 баллов.

2-й уровень – средний - 13-25 баллов.

3-й уровень – хороший - 26-33 баллов.

4-й уровень - высокий (соответствует возрастным нормам) - 34 - 45 баллов

Обследовав моторику детей по вышеизложенной методике, мы получили следующие результаты, представленные в таблице 1.

Состояние моторных функций детей экспериментальной группы.

Таблица 1.

Имя

Мелкая моторика

Мимическая моторика

Артикуляционная моторика.

Общий балл

Женя

2

5

3

10

Кирилл

1

1

2

4

Костя

1

4

3

8

Саша

2

5

4

11

Ильяс

1

1

2

4

П. Кирилл

1

2

4

7

Т. Ваня.

1

5

4

10

Кристина

1

5

3

9

Евгения

1

5

3

9

Настя

2

5

4

11

Эталон

5

5

5

15

Страницы: 1 2 3 4 5 6