Детский церебральный паралич – разнообразная патология, она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им. Актуальность развития системы специального образования дошкольников с детским церебральным параличом определяется не только гуманистическими тенденциями развития общества, но и степенью востребованности данной системы.
По зарубежным данным, в 50-х годах распространенность ДЦП варьировалась от 1 -го в Англии до 4-х в США на 1000 школьников. В 1999 году К. А. Семенова привела такие данные о распространенности ДЦП в России: в 1962 году — 0,4 на 1000 детского населения, в 1972 году — 1,72 на 1000, в 1982—89 годах — 5,6-8,9 на 1000[17].
Фонетико – фонематическое недоразвитие речи у детей с детским церебральным параличом проявляется в различных формах дизартрий.
Особенностью нарушений звуко – произносительной стороны речи при дизартрии является то, что при всех вида активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства.
Нарушение артикуляционной моторики при детском церебральном параличе не только затрудняют формирование произносительной стороны речи, но и вторично вызывают нарушения фонематического восприятия. Это вызывает у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения звуко – слоговой структуры слова.
В фонетико – фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:
· Недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико – фонематического недоразвития;
· Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;
· При глубоком фонематическом недоразвитии ребенок не «слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.
Однако не у всех детей трудности в овладении звуковым составом слов лишь с дефектно – произносимыми звуками. И, наконец, в более редких случаях у детей может не отмечаться выраженных трудностей звукового анализа слов даже с дефектно произносимыми звуками. Это определяет необходимость дифференциального подхода при коррекции фонетико – фонематических нарушений у детей.
Все дети с церебральным параличом и дизартрией нуждаются в комплексной системе логопедических мероприятий, направленных на развитие артикуляционных навыков, фонематического анализа и синтеза.
Цель нашей работы
- определение путей коррекции нарушения фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с церебральным параличом.
Гипотеза
.
Мы предполагаем, что коррекцию фонетико- фонематических нарушений у дошкольников с детским церебральным параличом, возможно, осуществлять средствами тактильно - проприоцептивной стимуляции, развитием чётких артикуляционных кинестезий, подключением двигательно-кинестетического и слухо-зрительно-кинестетического контроля.
Объект нашего исследования
- нарушение фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста с церебральным параличом.
Предмет нашего исследования -
приемы коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей с церебральным параличом на логопедических занятиях.
Для подтверждения гипотезы и достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать состояние фонетико- фонематической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2. Выявить особенности логопедической работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом.
3. Проанализировать результаты проведённого коррекционного обучения по формированию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом.
В своей работе мы использовали следующие методы:
1. Теоретический - анализ литературы по теме;
2. Социолого-педагогический – изучение личных дел, медицинской документации, изучение опыта логопедов практиков;
3. Экспериментальный - проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов;
4. Статистический - количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе проведения экспериментов.
Организация исследования:
данное исследование проводилось на базе МДОУ № 69 комбинированного вида, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с 8.01. 2008г по 14.02. 2008 г.
Практическая значимость
: мы считаем, что полученные нами данные могут быть использованы в работе логопедов, педагогов, инструкторов по лечебной физкультуре, родителей детей с церебральным параличом.
Структура работы:
наша работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 50 источников, приложения.
- Детский церебральный паралич.
- Речевые нарушения у дошкольников с детским церебральным
- Логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом
- Состояние фонетико- фонематической стороны речи у детей с детским церебральным параличом.
- Формирование фонетико фонематической стороны речи, у дошкольников с детским церебральным параличом.
- Приёмы формирования фонетико- фонематической стороны речи.
- Обсуждение результатов формирующего эксперимента.
- Заключение