Машинная вышивка изучается в 11 классе в разделе «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ТКАНИ» и на изучение отводится 10 часов по программе общеобразовательных учреждений «Технология 1–4, 5–11 классы» и по учебнику для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений «Технология», Симоненко В.Д., Матяш Н.В., Терентьева Т.И.
Цели и задачи изучения данного раздела:
· ознакомление с машинной вышивкой, инструментами, приспособлениями и материалами машинной вышивки;
· совершенствование практических умений и навыков учащихся в овладении машинной вышивкой;
· развитие художественной инициативы;
· воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно – гигиенических правил в быту и на производстве;
· воспитание уважения к народным обычаям и традициям, ознакомление учащихся с профессиями вышивальщицы и профессией дизайнера.
Основная цель раздела – формирование знаний, умений, навыков в области социальной этики, воспитание и уважение к личности, заботы в первую очередь о родных и близких людях, восстановление и упрочение семейных и национальных традиций.
В содержании этого раздела программы информационные технологии занимают прочное место. В ходе их изучения учащиеся знакомятся с общими принципами и способами поиска, хранения, систематизации и получения информации, с источниками и носителями информации, с организацией банка данных. Наличие в школе вычислительной техники создаёт дополнительные возможности для накопления информации, ускоряет её поиск, способствует интеллектуальному развитию учащихся. С помощью вычислительной техники осуществляется расчёт количества материалов и стоимости изделия, поиск нужного материала и модели изделия, составление технологической карты и его изготовление, а также информация по различным стандартам на швейные изделия, ткани, размерным признакам фигур т.д.
Другим аспектом применения ЭВМ в курсе «Технология» есть система автоматического проектирования, использующая графические дисплеи и планшетные графопостроители, что, наряду со значительной экономией учебного времени на конструирование и моделирование швейных изделий за счёт устранения непроизводительного ручного труда по вычерчиванию выкроек, значительно повышает интерес школьников к предмету.
В ходе изучения предмета «Технология» у учащегося работает самостоятельная мысль, у него есть возможность творчески, внося что-то более рациональное, организовать свой труд, проверить, оценить его в свете своих собственных взглядов, знаний. Только такая активность и самостоятельность характерна для сознательности усвоения учебного материала. Примером тому служит тема» Вышивки гладьевым валиком». На этом уроке учащиеся делают практическую работу, что обеспечивает хорошую усвояемость нового материала.
В школьном курсе «Технология» наглядность обучения лежит в основе реализации дидактических принципов. В ходе реализации этого принципа происходит ориентация учащихся на всестороннее восприятие предмета с помощью разных органов чувств, возможность показа предмета в его развитии и изменении, появление учащимися максимум активности и самостоятельности, не допуская перегрузки обучения наглядными пособиями, не превращая наглядность в самоцель. Плакат о безопасности работы наглядно демонстрирует о технике безопасности при работе с швейной машиной, иглами, ножницами и другими колющими предметами.