Таким образом, проанализировав данные перечисленных выше методик, проведенных с детьми старшей группы, мы можем говорить о том, что наиболее популярными в данной группе становятся дети, особо преуспевающие в учебной деятельности, показывающие хорошие результаты на занятиях, а также дети, добившиеся особых успехов в какой-либо иной деятельности (Калачева Лиза – занятие художественной гимнастикой, Радужная Маша – гимнастика, Лазарева Арина – музыка, Влад Б. – военно-спортивный клуб). Дети, не проявляющие себя в «учении» образуют неустойчивые объединения, постоянных контактов имеют 1-2. статусную категорию «звезды» и «предпочитаемые» имеют 5 человек.
Итак, возвращаясь к цели нашего исследования, мы переходим к третьему этапу нашего эксперимента. На первом этапе мы выявили преобладающие ценности и жизненные сферы педагогов, на втором этапе – особенности развития межличностных отношений детей старшей и подготовительной групп. Сопоставляя полученные данные и анализируя их мы видим, что в подготовительной группе устойчивые объединения существуют с детьми, которые имеют возможность принести интересную игрушку, достаточно успешны в учебной деятельности. Дети не умеющие организовать игру, проявляющие агрессию, не успевающие могут присоединиться к группе играющих только при наличии интересной вещи – это подтвердили наши наблюдения за детьми и беседы с педагогами этой группы. Диагностика ценностных ориентаций педагогов, работающих с детьми этой группы, показала, что наивысшей ценностью является получение материальных благ и личные достижения, доминирующей сферой жизни является сфера обучения.
Таким образом, мы видим: дети в подготовительной группе, перенимая ценности педагога (преобладающими являются повышение материального благополучия), превозносят их и эти самые ценностные ориентации становятся определяющими в выборе партнера по игре. Проводя наше исследование, мы не раз наблюдали следующую картину – ребенок приходит в новой вещи, либо с новой красивой игрушкой и педагог, собрав детей в круг, говорит о том, что сегодня этот ребенок принес/одел нечто необыкновенно красивое и интересное. Если этим ребенком оказывается непопулярный малыш, к нему сразу же тянутся дети, пытаются рассмотреть игрушку и просят поиграть. «Отверженный» либо «непринятый» ребенок испытывает несказанную радость от такого внимания, но это внимание привлек не он, а его новая вещь. Дети четко определяют отношение педагога к тому или иному ребенку в группе и могут понять причины такого отношения, поэтому сегодня материальные блага стали тем мерилом хорошего человека, которого раньше ценили за доброту и высокую нравственность.
Еще одним качеством, «особо важным», является успешность человека в любой деятельности. Это можно увидеть в старшей группе, где особо популярными являются дети умные и успевающие, а также те дети, которые занимаются чем-то интересным и необычным, по мнению ребенка, делом. В этой группе существующее устойчивое объединение состоит из девочек, которые занимаются художественной гимнастикой и музыкой, у мальчиков – вокруг ребенка, занимающегося в военно-спортивном клубе (Багдинов Влад). Воспитатели этой группы часто акцентируют успехи этих детей, а их фотографии висят на стенде «Наши звезды». Ценностные ориентации педагогов, работающих с этими детьми, говорят о том, что эти люди ценят собственные достижения и материальные блага, а преобладающей сферой в жизни, является сфера обучения и образования. На занятиях в старшей группе стоит полная тишина, соблюдение дисциплины считается самым главным, а педагоги, выделяя успехи «звезд», забывают о непопулярных детях, которым, возможно, это внимание нужно больше для расширения контактов, ведь желание общаться у них также имеется.