г) Условия, порождающие преемственные связи в едином контексте математического развития ребенка должны разрабатываться в русле непрерывности дошкольной и школьной ступеней в системе развивающего образования на основе единого концептуального подхода к построению методологии и содержания математического образования ребенка младшего возраста.
2. Технология математического развития дошкольников и младших школьников, представляющая собой целостную образовательную технологию на основе использования конструктивно-моделирующего способа деятельности с математическим материалом. При этом основным способом развития мыслительной деятельности ребенка становится эмпирическое обобщение результатов своей собственной деятельности на основе сенсорно воспринимаемой информации. Разработанная технология представляет собой систему заданий, моделирующего характера на математическом материале, выстроенную в соответствии с возрастными особенностями восприятия и мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста, и направленную на развитие основных свойств и качеств математического мышления ребенка.
3. Методическое обеспечение подготовки воспитателя в педагогическом вузе к осуществлению математического развития ребенка дошкольного возраста, представляющее собой целостную методическую систему обучения педагогов ДОУ, разработанную на уровне требований, предъявляемых к полноценной образовательной технологии (методы, средства, формы).
4. Методическое обеспечение повышения квалификации воспитателя дошкольных образовательных учреждений в отношении математического развития ребенка, что существенно повысит уровень их методической компетентности и сделает процесс математического развития дошкольников преемственным и более эффективным.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
- разработаны теоретико-методологические основания концепции математического развития ребенка на дошкольном и начальном школьном этапе;
- обоснована необходимость ориентации процесса математического образования ребенка дошкольного и младшего школьного возраста на развитие и формирование характерных качеств математического мышления (гибкости, критичности, системности, и др.), что приводит к стимуляции и упрочению способностей ребенка к продуктивному оперированию математическим содержанием;
- обоснована возможность организации методической работы над математическим развитием каждого ребенка в соответствии с его актуальными возможностями, но с ориентацией на уровень ближайшего развития, что приводит к реальному продвижению ребенка по пути развития математических способностей;
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- в условиях необходимости реализации требований развивающего личностно-ориентированного обучения на всех ступенях образования впервые в педагогике образования детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана целостная, теоретически обоснованная и экспериментально апробированная система математического развития ребенка младшего возраста, позволяющая как решить задачи развивающего обучения на математическом материале, так и обеспечить преемственность математического развития ребенка на дошкольном и младшем школьном этапе;
- разработаны принципы построения содержательной базы процесса математического развития ребенка, обеспечивающие преемственные связи дошкольной и школьной ступеней в системе развивающего образования в едином контексте математического развития ребенка (принцип преимущественного использования модельного характера обучения; принцип системности, принцип преемственности);
- разработана целостная дидактическая система методического сопровождения процесса работы с математически способными от природы дошкольниками и младшими школьниками, позволяющая обеспечить индивидуализированный личностно-ориентированный подход к их математическому развитию в соответствии с процессуально-деятельностными особенностями способных детей;
- разработана целостная дидактическая система методического сопровождения процесса коррекционно-развивающей работы на математическом материале для начальной школы, позволяющая реализовать развивающую функцию математического содержания в процессе изучения программного материала в соответствии с особенностями и спецификой познавательных процессов детей рассматриваемой категории.
Практическая значимость исследования определяется тем, что: