Процесс усложнения и содержательного расширения математических программ для дошкольников порождает большие трудности для педагога – воспитателя, который методически подготовлен в соответствии с единственным имеющимся сегодня учебным пособием А.М. Леушиной[8] (написанным в 70-е годы) и ориентированным на «знаниевую парадигму». Кроме того, необходимость обеспечения преемственности математического образования ребенка на дошкольном и начальном школьном этапе требует от воспитателя знания современных активно меняющихся каждые пять-шесть лет школьных программ и современных методик математического развития ребенка. Непривычной для воспитателя также является необходимость выбора одной из программ математического образования дошкольника, анализ ее согласованности с той или иной школьной программой по математике и реализации ее математически и методически грамотно, в соответствии с современными тенденциями личностно-ориентированного развивающего обучения, т.е. с максимальной пользой для ребенка, каким бы он ни был. Принятие Концепции содержания непрерывного образования на дошкольном и начальном школьном этапе требует от педагога – воспитателя методической деятельности по ее реализации, а, следовательно, организации непрерывного математического образования ребенка в контексте развивающего обучения.
Таким образом, сегодня в дошкольном математическом образовании налицо целый ряд противоречий как теоретического, так и практического характера.
Сформулируем эти противоречия:
Противоречие 1. Между необходимостью организации математического образования дошкольников на основе использования развивающих технологий и существующей «знаниевой» ориентацией в обучении математике педагогов - воспитателей.
Противоречие 2. Между осознаваемой в теории дошкольного воспитания необходимостью организации дошкольной математической подготовки систематического характера и неразработанностью теоретических концептуальных положений процесса математического развития ребенка.
Противоречие 3. Между признаваемой в практике дошкольного воспитания необходимостью организации систематической математической подготовки, направленной на развитие математических способностей ребенка, и неразработанностью прикладных аспектов этого процесса, т.е. методики математического развития ребенка.
Противоречие 4. Между требованием школьных программ обучения математике к уровню математического развития ребенка и результатами этого развития, наблюдаемыми в практике дошкольной математической подготовки.
Противоречие 5. Между необходимостью осуществления педагогом непрерывного математического развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста и несогласованностью содержания и методов обучения математике ребенка младшего возраста в существующих дошкольных и школьных программах.
Противоречие 6. Между основополагающим постулатом теории развивающего обучения, полагающим суть личности ребенка не как совокупность изначально заданных и неизменных индивидуальных особенностей, а как складывающуюся в образовательном процессе «саморазвивающуюся систему», поддающуюся управляемым процессам формирования и развития, посредством применения технологий развивающего обучения и отсутствием таковых технологий в дошкольном математическом образовании.
Эта группа противоречий обусловила проблему, разрешению которой посвящено данное исследование.
Объект исследования – процесс непрерывного математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Предмет исследования – методическое обеспечение процесса непрерывного математического развития детей в системе дошкольного и начального школьного образования.
Цель исследования состоит в разработке и обосновании концепции математического развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, позволяющей обеспечить осуществление непрерывности математического образования на дошкольной и начальной школьной ступени, его преемственности и повышение качества математической подготовки ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, а также разработке и апробации ее прикладного аспекта в форме образовательной технологии (методы, средства, формы).
Генеральная гипотеза.
Если целью математического образования ребенка в системе дошкольного и начального школьного обучения сделать не накопление математических знаний и умений, а математическое развитие ребенка, под которым понимается целенаправленная методическая работа над формированием и развитием основных свойств и качеств математического мышления у каждого ребенка до максимально возможного для него уровня, то это приведет к реальному осуществлению непрерывности математического образования, его преемственности и повышению качества математической подготовки ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.