В пункте 1.2. «Проблема преемственности в системе дошкольного и начального математического образования» кратко анализируется проблема преемственности дошкольного и начального математического образования в с современных личностно-деятельностных позиций.
Правильное понимание процессов преемственности имеет особое значение для анализа закономерностей развития того или иного процесса. С философской точки зрения, преемственность – это не только подготовка к новому, но, что более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.
Для образовательного процесса теоретическая разработка понятия преемственности является важнейшей проблемой, предваряющей собственно построение систем взаимосвязанных образовательных звеньев. Основные задачи, требующие решения на данном этапе, можно охарактеризовать следующим образом:
1. Определение общих и специфических целей образования на каждой из данных ступеней, и на основе поступательной взаимосвязи этих целей определение преемственных целей (сохраняющихся и развивающихся на обоих этапах).
2. Построение на этой основе единой взаимосвязанной и согласованной методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации) с обоснованием преемственных связей этих параметров на разных возрастных этапах.
3. Построение единой содержательной линии в предметных областях, согласующейся с обоснованием методической системы, и исключающей необоснованные содержательные перегрузки образовательных областей на дошкольном этапе, ориентацию на форсированное обучение (натаскивание) предметным знаниями умениям, дублирующее школьные программы, или не являющееся непосредственной пропедевтикой тех понятий и способов действий с объектами, с которыми ребенок столкнется в непосредственном ближайшем будущем при переходе в следующее образовательное звено.
Вторая глава: «Современное состояние теории и практики дошкольного математического образования» содержит анализ современного состояния проблемы математического развития ребенка младшего возраста.
Пункт 2.1. «Современные программы математического образования дошкольников» посвящен содержательному и методическому анализу современных программ математического образования дошкольников. Представленный в этом пункте анализ показал, что процесс создания альтернативных дошкольных программ математического образования во многих случаях не является приносящим пользу математическому развитию детей, поскольку ориентирован в большинстве случаев лишь на содержательную вариативность объема арифметических знаний и значительное расширение списка понятий, неперспективных с точки зрения обучения математике в начальных классах. Отсутствие реально работающих технологий математического развития ребенка дошкольного возраста делает разработку таких программ малопродуктивной, поскольку ее реализация в таком случае в основном зависит от индивидуальных возможностей педагога, а не от самой программы. Анализ показал, что отсутствие разработки методических аспектов современной методики математического развития ребенка дошкольного возраста при одновременном расширении границ арифметического содержания дошкольных программ математического образования приводит к тому, что воспитатели часто используют неподходящие, устаревшие и попросту неверные методические подходы к обучению детей этому материалу, поскольку не имеют методической подготовки к обучению математике на основе развивающих подходов. Это приводит к тому, что дети усваивают множество неадекватных представлений математического характера, и по приходу в школу детей необходимо переучивать, что, естественно, не является простым и легким процессом, связано с потерей времени, а также - потерей интереса детей к математике.
Отсутствие четкого разграничения целей дошкольной математической подготовки с целями школьными, приводит к тому, что в практической деятельности воспитатели и родители часто пытаются механически дублировать эти цели, причем, в связи с методической неподготовленностью к развивающему обучению математике, реально сводят процесс математического образования ребенка к заучиванию минимального объема математических знаний наизусть (состав числа, счет, табличное сложение и вычитание в пределах 10, решение некоторых типовых задач). При этом подобное положение вещей на практике не изменяется уже более полувека, несмотря на появление большого количества альтернативных программ математического образования дошкольников.