Анализируя результаты эффективности применения в процессе преподавания технологии развивающего обучения, в экспериментальной и контрольной группе был проведен контрольный срез. Контрольный срез проводился после проведения серии развивающих уроков в 4 «А» классе, который был определен как экспериментальная группа, в 4 «Б» классе проводились традиционные уроки.

Контрольный срез был проведен в апреле 2008 года и показал следующие результаты. В 4 «А» классе из 25 учеников оценку «5» получили 9 учащихся, оценку «4» - 11 учащихся, оценку «3» - 5 учащихся. В 4 «Б» классе из 24 учеников оценку «5» получили 8 учащихся, оценку «4» - 10 учащихся, оценку «3» - 5 учащихся, оценку «2» - 1 учащийся. Таким образом, результаты контрольного среза можно представить следующим образом: в 4 «А» классе процент успеваемости составил 100%, процент качества знаний – 80%; в 4 «Б» классе процент успеваемости составил 96%, процент качества знаний – 75%. (Таблица 3)

Таблица 3. Результаты контрольного среза

% успеваемости

% качества

4«А»

100

80

4 «Б»

96

75

На основании полученных результатов можно заключить следующее. В экспериментальной группе произошло повышение процента успеваемости на 8%, что позволило полностью исключить неуспеваемость, процент качества знаний увеличился на 16%, что является положительной динамикой.

При этом в контрольной группе произошло снижение процента успеваемости на 4% (что является нормой, т.к. 4% в количественном выражении соответствует 1ученику), при этом процент качества знаний увеличился на 4%, что также показывает положительную динамику, но по сравнению с экспериментальной группой является менее значимым результатом. Наглядно данные выводы представлены схемами 1и 2.

Схема 1. Сравнительный анализ результатов нулевого и контрольного срезов (успеваемость).

4 «А» 4 «Б»

Схема 2. Сравнительный анализ результатов нулевого и контрольного срезов (качество знаний).

4 «А» 4 «Б»

Таким образом, в 4 «А» классе – экспериментальной группе наблюдается более высокий результат, чем в контрольной группе. Особо следует отметить, что при проведении нулевого среза учащиеся экспериментальной группы показали более низкие результаты.

Таким образом, можно заключить, что применение технологии личностно-ориентированного обучения позволило существенно повысить качество образования по сравнению с традиционной формой преподавания.

В процессе экспериментального исследования были реализованы следующие задачи:

1)осуществлен учет показателей успеваемости в процессе обучения;

2)раскрыты основные компоненты личностно-ориентированной технологии обучения;

3)произведено отслеживание успеваемость учащихся;

4)сформулированы основные условия, которым должна отвечать личностно-ориентированная технология обучения, в целом направленная на обеспечение качества образования.

В соответствии с теорией личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской, личностно-ориентированный урок должен отвечать следующим требованиям: способствовать раскрытию содержания субъективного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием, перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться усвоения материала. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений.

В процессе осуществления развивающего обучения урок должен иметь чёткую систему целеполагания. На каждом уроке учителю необходимо выделяется три группы целей: образовательные, развивающие и обучающие.

Методический аппарат, используемый на уроках, ориентирован на активные формы обучения и предполагает наличие вопросов и заданий нескольких уровней сложности, нацеленные на работу с документами, иллюстрациями, картами, таблицами, графиками, историческим словарём, историческим текстом и др.