Процесс развития человеческого общества совершается во времени и пространстве. Поэтому изучение истории невозможно без овладения учащимися умением соотносить исторические события с определенным временем и определенным местом. Без знания хронологической последовательности происходивших событий, не может быть понимания исторического процесса и его движения.
Однако здесь возникают большие трудности, обусловленные возрастными особенностями младших школьников. Учащиеся шестого класса с их конкретным, образным, опирающимся на личный опыт мышлением, с большим трудом ориентируются в историческом времени. Они по началу слабо воспринимают такие абстрактные понятия как "век", "начало века", "средина". Кроме того, дети этого возраста склонны смешивать легенды, сказку и вымысел с реальными и историческими событиями.
В начале изучения истории, дети не представляют себе длительность событий во времени, последовательность их и связи между собой. Большую роль в формировании временных представлений детей играет работа над изучением хронологии и синхронии. К.Д.Ушинский считал сравнение изучаемых явлении важнейшим приемом в дидактике. У учащихся 6-7 классов сравнение явлений занимает в изучении истории большое место.
По мере накопления у учащихся исторических представлений возрастает роль сравнения с ранее изученным в самом курсе истории. И в этих случаях внимание учеников привлекают наиболее яркие и эмоциональные признаки явлений.
Сравнение может быть плодотворным в образовательном и воспитательном отношении тогда, когда оно целенаправленно, проводится по важнейшим признакам явлений и помогает раскрыть существо явлений. Обязательным требованием к целенаправленному сравнению является четкое вычленение признаков, по которым оно проводится.
Результаты сравнения исторических явлений учащимися 5-6 классов зависят в большей мере от конкретности и образности сравниваемого материала. Сравнение проходит при значительной активности учеников и плодотворнее тогда, когда оно производится на основе наглядности - непосредственного восприятия сравниваемого материала (подлинные предметы, картины, карты и т. п.), чем тогда, когда оно осуществляется на основе представлений памяти. При наличии наглядного материала весь класс сравнивает одинаковый материал. Между тем представления различны даже у учеников одного класса в зависимости от виденного и прочитанного ими, а также и от памяти каждого.
При сравнении исторических явлений на основе имеющихся у учеников знаний, их конкретность имеет особенно большое значение. При сравнении явлений, которые непосредственно не выражены в образной форме, например, республики и монархии. Условием плодотворности сравнения является предварительная актуализация знаний, на основе которых эти явления сопоставляются.
На основе исследований психологов и методистов можно сделать вывод, что при сравнении наглядно выраженных предметов, например орудий труда, ученики легче выделяют черты различия, чем сходства. Это необходимо учитывать при составлении синхронических схем и таблиц, для более эффективного проведения обобщения знаний.
В процессе сравнения возникают абстракция и обобщение. Путь к обобщению идет через абстрагирование, то есть мысленное отвлечение от несущественных свойств и признаков явлений, в целях выделения общих существенных признаков. Ha основе обобщения признаков и свойств формируются исторические понятия: явления мысленно объединяются в группы, каждая из которых, как правило, обозначается особым термином. На основе обобщения причинно-следственных связей и отношений последовательности формируются понятия о закономерностях общественного развития.
Формирование исторических понятий изолированно одно от другого невозможно; понятия формируются в их взаимосвязи. Нельзя формировать понятие "раб" вне связи с понятием "рабовладелец", понятие "средневековый город" - вне связи с понятиями "ремесло", "цехи".