В пункте 4.2. «Методические принципы отбора содержания курса «Математическое развитие дошкольников» формулируются методические принципы отбора содержания курса «Математическое развитие дошкольников». Предлагаемый подход к построению методики математического развития ребенка дошкольного возраста позволяет сформулировать основные принципы отбора содержательного материала курса: принцип реализации модельного подхода к обучению, т.е. необходимости представления понятий в виде вещественных и графических моделей, обеспечивающих наглядно-действенный и наглядно-образный характер обучения; принцип системности, обеспечивающий взаимосвязь изучаемых математических понятий; принцип преемственности, обеспечивающий целенаправленный процесс математического образования ребенка по возрастам и подготовку к изучению математики в школе.
Построение программного списка дидактических единиц на основе предлагаемых принципов позволяет построить четко соблюдаемую спиралевидно расширяющуюся систему математических понятий. При таком построении программы соблюдается последовательность в изучении математических понятий и отношений между ними не в смысле линейной последовательности (одно за другим последовательно, что ведет к значительному расширению списка изучаемых понятий по годам обучения), а в смысле расширения последовательности изучаемых связей и отношений между понятиями. Построение программного содержания обучения математике дошкольников на основе сформулированных принципов позволяет также реализовать на этом содержании методическую систему целенаправленного математического развития дошкольников при соблюдении требований преемственности и непрерывности математического образования между дошкольным и начальным звеном: отсутствие «тупиковых» тем, математическая корректность программы, отсутствие перегрузок и неоправданных заимствований из школьной программы, методическая согласованность образовательного процесса, исключающая переучивание ребенка на следующей образовательной ступени.
Сформулированные принципы позволяют разработать содержательную базу процесса математического развития ребенка, обеспечивающую преемственные связи дошкольной и школьной ступеней в системе развивающего образования в едином контексте математического развития ребенка.
В пункте 4.3. «Основные направления математического развития младших школьников» Рассмотрены основные направления математического развития младших школьников. Дан анализ содержания учебников математики типов упражнений в учебниках математики для начальных классов, показывающий, что они не обеспечивают ни содержательно, ни методически процесс развития пространственного мышления ребенка младшего школьного возраста.
Сформулированы методические принципы отбора содержания для организации математического развития младших школьников: принцип реализации модельного подхода к обучению, т.е. необходимости представления понятий в виде вещественных и графических моделей, обеспечивающих наглядно-образный характер обучения; принцип системности, обеспечивающий взаимосвязь изучаемых математических понятий; принцип преемственности, обеспечивающий целенаправленный процесс математического образования ребенка и подготовку к изучению математики в средней школе. Использование единых принципов построения содержания математического развития дошкольников и младших школьников позволяет делает их преемственными, а также позволяет реализовать преемственность обучения математике со средней школой.
Обосновано, что, поскольку преобладающим видом мышления у большей части детей младшего школьного возраста является наглядно-образное мышление, которое является необходимой базой для формирования и развития пространственного мышления, можно считать, что младший школьный возраст является крайне важным периодом для формирования этого вида мышления. Таким образом, основная направленность процесса математического развития ребенка в начальной школе должна быть ориентирована на развитие пространственного мышления. Эта направленность требует организации целенаправленного развития трех типов пространственного оперирования, характерных для пространственного мышления человека. Вторым важным направлением математического развития младших школьников является подготовка к развитию логического понятийного мышления. Возможный вариант осуществления этого развития через систему конструктивных заданий, построенных на геометрическом материале, рассмотрен в главе 5.