1. Мелестная девеж(?) притясла комейный боромож(?) .
- Ребята, вы затрудняетесь в написании слов "девеж(?) " и "боромож(?) ". Давайте обратимся к нашей инструкции.
Итак слова оканчиваются на шипящий. Теперь нужно, узнать, являются ли они существительными. Как это сделать?
- Задать вопрос. Девеж - что?, боромож - что?, следовательно эти слова являются существительными.
- Хорошо. Какие операции необходимо произвести теперь?
- Определить род и число существительных.
- Правильно, но мы не знаем значения этих слов, а значит не сможем определить их род и число. Как же нам быть? Давайте подумаем. Может нам поможет слово, стоящее рядом с существительным?
- Можно определить род существительного "девеж" по слову "мелестная". Мелестная (она моя) , это говорит о том, что слово "девеж(?) " - ж. р. ед. ч. Значит Ь писать будем - девежь.
- Молодец! Совершенно верно! Теперь аналогичным образом определите род и число слова "боромож(?) ".
- Комейный (он мой) , значит слово "боромож(?) " м. р. ед. ч. Следовательно Ь писать не будем боромож.
- Молодцы ребята! Вот вы и решили ваш сложный вопрос. Следующее предложение сделайте самостоятельно, а мы потом проверим.
Аналогично проводится работа над словами "морош", "велочь" из предложения "Лусый морош увертал чуленую велочь".
4 В Варианты орфограммы необходимо учитывать и при подборе текстов для проверочных работ по орфографии.
Чтобы получить объективные данные о степени усвоения изученного правила, в текст для контрольной работы включаются те варианты орфограммы, которые были предметом специальной заботы учителя. Что касается вариантов орфограммы, не попавших во время тренировки в поле зрения учащихся, то включение слов с этими орфограммами не отразит объективных данных о характере усвоения подлежащего проверке орфографического правила. Например, если в ходе закрепления правила правописания Ь после шипящих на конце существительных в упражнения не было включено слово брешь, а в контрольной работе оно встретилось, большое количество ошибок в написании этого слова еще не говорит о том, что учащиеся не усвоили интересующего нас правила.
Это с одной стороны. С другой стороны, когда учитель готовит учащихся к очередному диктанту или изложению, он должен обратит их внимание на трудные для них варианты орфограммы.
Как было уже сказано в параграфе 3 наиболее трудными для учащихся вариантами орфограммы являются существительные I склонения с основой на мягкий шипящий (туч, рощ) и существительные III склонения с основой на твердый шипящий (залежь, роскошь) . Поэтому при подготовке к диктанту или изложению мы рекомендуем учителю обратить особое внимание на эти варианты и провести работу с их представителями, которые встретятся учащимся в проверочной работе.
Эту работу можно провести так: Учащиеся пишут под диктовку предложение: По небу медленно плыла стая туч.
Один ученик работает у доски.
Учитель: Найдите в предложении слово с изучаемой орфограммой.
Ученик: Туч Учитель: Почему ты не написал в конце слова Ь.
Ученик: Слово туч пишется без Ь, потому что это слово ж. р.
(туча - она моя) , мн. ч. (туч много) .
Учитель: На доске написано верно, проверьте в тетрадях.
4 Г Меняется в известной степени содержание работы над ошибками.
Эта работа проводится с учетом вариантов орфограммы. Если ученик, например, допустил ошибку в сущ. "мышь", то для работы над ошибками подбирается дидактический материал с тем же вариантом орфограммы, т.е. сущ. 3 скл. ед. ч. с основой на твердый шипящий.
Работу над ошибками можно провести так.
Допустим, что учащийся допустил ошибку в слове "мышь", т.е.
написал "мыш".
Учитель: Выпиши слово "мышь" без ошибки.
Ученик: Мышь (запись в тетради) .
Учитель: Какое правило необходимо применить?
Ученик: (Проговаривает правило.) Учитель: Что нужно сделать, чтобы узнать нужен ли Ь на конце существительного или не нужен (при затруднении обратиться к самоинструкции) .
Ученик: Нужно определить род и число существительного.
Учитель: Хорошо. Определи род и число сущ. "мышь" Ученик: Мышь - ж. р., ед. ч. (запись в тетради) .
Учитель: Какой из этого можно сделать вывод?