Страница 7

Фета "Ласточки пропали . ") найди слова с изученной орфограммой.

Найти в этой книге два произведения, в которых встречаются слова с данной орфограммой.

Таким образом, орфографические упражнения должны быть подобраны таким образом, чтобы учащиеся, выполняя их, обращали внимание на все существенные признаки, совокупность которых определяет верное применение правил, чтобы в поле зрения учащиеся постоянно находились смешиваемые или орфографические явления. В нашем случае таковыми являются существительные ж. р. в ед. ч. и существительные ж. р. во мн. ч. (мышь - ж. р. ед. ч. и крыш - ж. р. мн. ч.) .

О количественном соотношении вариантов орфограммы в упражнениях.

Не менее важным является вопрос о количественном соотношение вариантов в упражнениях. Первая мысль, которая обычно в таких случаях приходит в голову: раз вариант орфограммы труден, значит, слова с этим трудным вариантом орфограммы должны встречаться в упражнениях как можно чаще.

Проведенная экспериментальная работа убеждает в том, что количественное соотношение вариантов орфограммы в упражнениях целиком и полностью зависит от того, насколько осмысленно запоминают учащиеся написание слов с трудными вариантами орфограммы. Чем осмысленнее запоминание интересующих слов, тем меньшее количество повторений требуется.

Прав Д. Н. Богоявленский, когда утверждает, что процесс формирования орфографических навыков определяется прежде всего не частотой повторения, а включением в процесс усвоения "активной и сознательной деятельности человека".

Необходимо обратить внимание еще на такое обстоятельство: частое повторение трудных вариантов орфограммы ведет к возникновению неверного орфографического обобщения, в результате чего появляются ошибки нового типа, ранее не встречавшиеся.

Чтобы такое обобщение не возникало у учащихся, необходимо трудные варианты орфограммы включать в упражнения наряду с обычными вариантами орфограммы. При этом важно обращать внимание на особенности трудных вариантов орфограммы и давать установку на осмысление этих особенностей.

В таком случае будут исключены условия, способствующие ошибочному обобщению, о котором говорилось выше, так как учащиеся будут осмысленно запоминать каждое слово с трудным вариантом и упражняться в написании таких слов наряду с другими словами на то же самое правило.

Кроме того, если учащиеся будут осмысленно запоминать написание слов с трудными вариантами орфограмм, то количество повторения слов с интересующей нас орфограммой резко сократится.

Неудачно подобранный тренировочный материал, как уже говорилось, ведет к ошибочным обобщениям, потому что при анализе грамматико-орфографических фактов учащиеся не имеют в виду все существенные признаки, совокупностью которых определяется верное применение правил.

Отсюда вывод - орфографические упражнения должны быть подобраны таким образом, чтобы учащиеся, выполняя их, обращали внимание на все существенные признаки, совокупность которых определяет верное применение правил. Это возможно в том случае, если тренировочный материал содержит все варианты данной орфограммы.

Так решается вопрос о количественном соотношении вариантов орфограммы в упражнениях.

В подобранном нами тренировочном материале содержатся все варианты данной орфограммы. Для демонстрации этого. некоторых из их представителей мы занесем в таблицу.

I скл.

II скл

III скл.

задач

грач

дочь

чащ

овощ

мощь

крыш

камыш

мышь

рогож

багаж

рожь

Сложным для ребят, на наш взгляд, является упражнение N10.

Объяснение случаев, представленных в нем, можно произвести следующим образом (из опытного обучения) .

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9