Неправда - ложь; граница - рубеж; соревнование - матч; трепет - дрожь; ерунда - чушь; команда - экипаж; сила - мощь; призыв - клич; здоровяк - крепыш.
Объясни, почему у одних существительных после шипящих пишется Ь, а у других не пишется.
16. Спишите, вставляя нужные слова с шипящей на конце.
1) Колосится золотая 2) Мой отец много лет работает на заводе. У него большой работы. 3) Именительный - это начальная форма имени существительного. 4) - хороший строительный материал. 5) Холодный полезен всем. 6) Лесной внесен в Красную книгу. 7) Коля решил пять
Что обозначает слово стаж?
17.1) Человек, который играет на трубе. 2) Человек, который выступает в цирке. 3) Очень сильный человек. 4) Житель Москвы. 5) Помещения, где стоят автомашины. 6) Колючее животное. 7) Место, где купаются и загорают. 8) Известный музей картин в Ленинграде.
9) Крупное морское северное животное с усатой мордой.
Какого рода эти имена существительные? Как их надо писать?
18. Данные слова объедини в пары так, чтобы в каждой паре оказались слова с противоположным значением.
Ложь, мякиш, правда, бедность, роскошь, корка. тишь, бедняк, шум, богач, старики, мощь, молодежь, слабость.
Определи род имен существительных с шипящими на конце.
19. Прочитай предложения. Распространи их словами разных частей речи. Напиши.
ОБРАЗЕЦ: Камыши шумят. - У реки шумят камыши.
Товарищ помог. Молодежь борется. Речь звучит. Было много сокровищ. Ландыш расцвел. Послышался плач. Луч осветил. Перешли через пустошь.
20. Прочитай. Объясни написание подчеркнутых букв. Вспомни правило, по которому пишутся слова плач и врач.
От кого деревьям вред? Знаменитый дятел-врач.
Точит елку короед. Прилетел он на заре Услыхал деревьев плач И постукал по коре.
(А. Чесовников.) 21. Прочитай.
Знаешь ли ты?
Морж - крупное северное морское животное. У него усатая морда с клыками. Морж - прекрасный пловец.
М ржами стали называть людей, которые занимаются плаванием зимой. Человек-морж тоже не б ится л дяной воды.
Спиши, вставляя пропущенные буквы.
22. Напиши по 3 имени существительных, оканчивающихся на: ч чь ж жь 23. Прочитай.
1) Оркестр исполнил торжественный туш. В парке звучал туш в честь героев космоса.
2) Для черчения нужна тушь. Катя купила черную тушь.
Что обозначают слова туш и тушь?
24. Прочитай слова.
2П 0ечь, 2Л 0ожь, 2Б 0решь, 2Т 0ишь, 2Д 0уш.
Замени выделенные буквы так, чтобы получились слова со следующими значениями: 1) средство человеческого общения; 2) хлебное растение; 3) женское украшение; 4) краска для черчения или письма; 5) торжественное музыкальное приветствие.
25. Прочитай загадки и отгадай их. Отгадки впиши в клеточки.
1) Какая весення птица любит ходить за плугом и кормиться.
(Грач.) 2) Шевельнул бородкой гном, и вошел хозяин в дом. (Ключ.) 3) Я антоним к слову смех, Не от радости утех - я Бываю поневоле От несчастья и от боли.
(Плач.) 4) Секу, секу - не высеку. (Луч.) 5) Рублю, рублю - не вырублю. (Калач.) 26. Прочитай загадки и отгадай. Отгадки впиши в клеточки.
1) Ходит вдоль каравая, его разрезая. (Нож.) | |
2) Утка в море, хвост на заборе. (Ковш.) | |
3) Зимой все ест, а летом спит. (Печь.) | |
4) Мала, а никому не мила. (Мышь.) | |
5) Тело теплое, а крови нет. (Печь.) |
27. Вставь пропущенные буквы. Объясни.
1) Не печ(?) кормит, а нива. 2) Мыш(?) гложет, что сможет.
3) Всякая вещ(?) хороша на своем месте. 4) Хорошую реч(?) приятно слушать. 5) Больных людей лечит врач(?) . 6) На скрипке играет скрипач(?) . 7) Охотник принес дич(?) . 8) Товарищ(?) помог нам в беде. 9) Ребята зашли в лесную глуш(?) . 10) Около реки растет камыш(?) . 11) В селе много соломенных крыш(?) . 12) В городе пять училищ(?) .
28. Задание: прочитай в "Родном слове" стихотворение А. А.