От учителя требуется знание индивидуальных особенностей школьников. Не следует забывать и о том, что слишком долгое задерживание учащихся на полных решениях не способствует умственному развитию.
Второе: процесс сжатия решения орфографической задачи не должен приводить к обеднению мыслительной деятельности: цепь логических связей в рассуждении не должна прерываться, иначе решение может пойти по догадке. Чтобы этого не случилось нужно время от времени практиковать полное решение задачи по тем правилам, по которым школьник уже овладел свернутым решением.
Таким образом, в изучении темы "Правописание буквы Ь после шипящих на конце существительных" можно выделить условно три этапа: Узнавание - это первый этап изучения темы. От того, как он пройдет, нередко зависит степень усвоения классом материала в целом.
В этот период учитель выявляет, насколько хорошо учащиеся усвоили тот минимум грамматико-орфографических сведений и понятий, без которых нельзя не только переходить к работам творческого характера, но вообще говорить об изучении данной темы. Поэтому учитель с самого начала определяет для себя тот минимум сведений, которыми учащиеся должны владеть. Приступая к изучению правописания Ь после шипящих на конце существительных, ученики должны различать имена существительные с шипящими согласными на конце, уметь определять род и число существительных.
Упражнения на узнавание способствуют формированию опорных понятий, без которых учащиеся не смогут усвоить правописание.
К следующему этапу - конструированию - учитель переходит только после того, как создана необходимая база для изучения темы. Если первый этап работы сводится к тому, чтобы научить распознавать изучаемое явление среди прочих, то при конструировании учащиеся должны уже по инструкции или данному образцу самостоятельно воспроизвести нужную грамматическую форму. В процессе конструирования школьники учатся правописанию.
Поэтому, прежде чем приступить к конструированию, необходимо выделить главное в изучаемой теме и обратить на это особенное внимание.
При использовании того или иного типа упражнений на конструировании учителю всегда надо иметь в виду, как этот тип упражнений согласуется с поставленной учебной целью.
И, конечно, нельзя допускать конструирование ради конструирования. Задания должны формулироваться так, чтобы возможность их выполнения определялась таким условием: в процессе работы учащиеся не могут не применить тех грамматических знаний, которые учитель считает решающими для усвоения изучаемых орфографических правил. Так, например, одним из эффективных видов упражнений является комментированное письмо.
Устное объяснение орфограмм непосредственно перед написанием слова и в ходе его написания получило в опыте липецких учителей название комментированного письма. Что ценного в приеме комментированного письма? Ценно то, что дети учатся применять орфографические правила. Известно, что комментировать - значит объяснять, т.е. в определенной последовательности называть все существенные признаки, совокупность которых определяет верное написание слов.
Вот почему особенно целесообразно практиковать прием комментированного письма сразу же после объяснения орфографического правила, для того, чтобы выяснить, поняли ли учащиеся, какие существенные признаки и в какой последовательности надо указать, чтобы верно применить соответствующее правило.
Наконец, учащиеся переходят к следующему этапу - к творческому, который характеризуется тем, что учащиеся получают только задание, а как его выполнить, им не подсказывают.
Творчество - это завершающий этап изучения темы. Только имея реальные, а не формальные знания, учащиеся смогут самостоятельно применить их в определенных условиях. Но творческому применению знаний надо учить. Нередко, убедившись в умении учащихся узнавать данные орфограммы, изменять грамматические формы слов в соответствии с правилами, учитель считает, что тема усвоена.
Между тем знания можно считать реальными лишь тогда, когда учащиеся могут применять их по собственной инициативе, привлекая эти знания для разрешения встречающихся в процессе творческого письма трудностей. Эта стадия усвоения не приходит сама собой: от узнавания и конструирования учащиеся постепенно переходят к упражнениям творческого характера.