Рассмотрев основные составляющие культуры поведения, определим в чём же состоит необходимость привития, воспитания её у ребёнка. Продолжая в старшем дошкольном возрасте развивать культуру поведения, заложенную ещё в раннем возрасте, родители и воспитатели должны помнить, что ребёнок в этом возрасте готовится к ному этапу своей жизни – школьному обучению. Поэтому на них ложится большая ответственность в формировании у детей навыков поведения, осознанного, активного отношения к порученному делу, товарищества.
Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность прийти на помощь друг к другу. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно – обратись за помощью» - вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.
Не стоит забывать ещё одно самое ценное, общёё для всех правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие только после напоминания, третьи – не здороваются совсем или здороваются неохотно. Однако не стоит каждый случай неприветливости рассматривать как факт проявления невежливости.
Воспитывайте у детей любовь и привычку к труду, следуя правилу воспитания «Не делай за ребёнка того, что он может сделать сам». Делая что – либо за ребёнка, взрослые думают, что помогают ему. А на самом деле они лишь мешают выработке у него полезных навыков, мешают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности.
Когда ребёнок овладевает правилами, культурной поведения, это способствует образованию у него твёрдых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребёнку: он начинает опираться на них.
Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об окружающем мире, а должен и хочет его познать. И не только физически жить, но и чувствовать себя комфортно среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, сто поощряют, за что хвалят, за что ругают и даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением. Это всё – знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств – и составляет понятие нравственности. (Козлова, с.98-99).
Приходится сознавать с сожалением, что практически ни в одной из современных программ воспитания и обучения не представлена задача трудового воспитания детей. Почти не планируется (и не проводится) коллективный труд, не продумываются трудовые поручения. Автор статьи С. Козлова убеждена в обратном, по её мнению: пользу детям принесёт тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость и результаты которого будут явно кому-то нужны.
Следующая «забываемая» проблема – воспитание коллективизма. Причина видится в опасности нивелировки личности, культивирования «стадности». Но не стоит забывать, что только в обществе, в коллективе раскрываются лучшие качества ребёнка: доброжелательность, взаимовыручка, чувство ответственности за другого, товарищество. Безусловно, отдельные моменты заслуживают критики, безусловно, что каждому ребёнку нужно дать возможность раскрыть свою индивидуальность и неповторимость, но так, чтобы не противопоставлять себя, не изолироваться от других людей, а совершенствоваться вместе с другими для себя и для других. И здесь ещё уместно задуматься о развитии такого чувства у детей, как самоценность личности. Речь идёт о том, что человек не уважающий самого себя, вряд ли сможет уважать других.