Подготовка текста проекта Кодекса, удовлетворяющего требованиям современной правовой науки и законодательной техники, а также отражающего интересы образовательных сообществ, предполагает одновременное участие в работе над текстом квалифицированных специалистов в области образования, юристов, лингвистов, экономистов и других.
Проектирование Кодекса является первостепенной задачей российских правоведов и специалистов в области образования, хотя этот процесс не будет легким и быстрым, поскольку надлежащего опыта систематизации образовательного законодательства в Российской Федерации не имеется.
Период подготовки всего проекта Кодекса об образовании, по мнению автора, займет еще не менее 2 лет. Поэтому в интересах правового обеспечения развития системы образования, предусмотренного Национальной доктриной образования, Федеральной программой развития образования, программами и планами Правительства РФ по модернизации образования представляется целесообразным внести необходимые изменения и дополнения в принятые Федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и прочие.
В числе важнейших мер наряду с разработкой проекта Кодекса об образовании, по совершенствованию федерального законодательства об образовании следует предусмотреть:
- разработку норм и институтов, направленных на реализацию Послания Президента страны Федеральному Собранию в 2001 г. («О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства»). Национальной доктрины образования, плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы. Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы);
- устранение малоэффективных, фактически недействующих в современных условиях норм права;
- разработку механизмов реализации норм права, гарантирующих реальное действие важнейших прав и свобод участников образовательных отношений которые пока что не действуют из-за отсутствия экономических и политических условий, а также эффективно действующих правовых средств;
- восполнение пробелов и устранение противоречий, присущих федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации в области образования.
Нормы разрабатываемых отдельных нормативно-правовых актов будут обеспечивать функционирование системы образования, а затем войдут в Кодекс РФ об образовании.
Принятие Кодекса так же решит не маловажную проблему теоретического определения системы образования, обозначив ее основные компоненты и дополнив содержание ст. 8 Закона РФ «Об образовании», изложив ее следующим образом:
В систему образования входят:
- образовательные учреждения и организации различных организационно-правовых форм, типов, видов, имеющие лицензию, реализующие преемственные государственные образовательные стандарты и образовательные программы различного уровня и направленности;
- обучающиеся, воспитанники и слушатели;
- педагогические и иные работники образовательных учреждений, организаций;
- органы управления образованием и образовательными учреждениями, организациями;
- общественные и государственно-общественные объединения (профессиональные организации н ассоциации, ученые, педагогические, методические и диссертационные советы и др.);
- научно-исследовательские, конструкторские, проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, культурно-просветительные учреждения и организации, ведущие научные исследования и обеспечивающие функционирование и развитие системы образования.
В Кодексе необходимо более четко и полнее, чем это сделано в Законе РФ «Об образовании», закрепить значение образовательных стандартов и образовательных программ как способов обеспечения единою образовательного пространства в Российской Федерации.