Как и любая реформируемая система, система образования Российской Федерации испытывает определенные трудности. Например, проблема равенства доступа к образованию, которая имеет два основных аспекта:
1) обеспечение доступа каждого человека к базисному образованию, необходимому для эффективного функционирования в современном обществе;
2) равенство при поступлении в учебные заведения для всех социальных групп и слоев независимо от материального положения людей, их национальности, пола, места жительства и других особенностей.
В России проблема доступа к образованию стоит достаточно остро. Например, по такому показателю, как количество студентов вузов в расчете на 10 тыс. человек населения, наша страна занимает довольно скромное место в начале третьего десятка в списке стран, проранжированных по этому показателю.[1] В целом для всех уровней образования возможности доступа также выглядят не очень оптимистично - на 10 тыс. человек населения в начале 90-х годов в России приходилось 1,9 тыс. учащихся (для сравнения: в США этот показатель составляет 2,4 тыс. учащихся). В результате средняя образованность трудоспособного населения в России составляет в настоящее время 10 лет (в то время как, например, в США этот показатель равен 14 годам.[2]
Важным признаком образования является его востребованность обществом, и, прежде всего молодежью, за которой будущее образования, науки, культуры, будущее России. Поэтому как важнейший результат деятельности высшей школы России необходимо выделить продолжившуюся тенденцию роста интереса молодежи к получению высшего образования. Ежегодно в вузы России поступает примерно 700 тыс. человек. Это самый высокий показатель за всю историю советской и российской системы образования.
Необходимо при этом отметить, что, учитывая ситуацию в экономике России и положение, складывающееся в настоящее время на рынке труда, Министерство образования Российской Федерации, учебные заведения осуществляют целый комплекс мер, направленных на последовательное изменение структуры подготовки кадров. Так, за последние 10 лет прием студентов на инженерно-технические специальности сократился по всем формам обучения на 37,2 %, а по дневной – на 21,1 %. Все большее развитие получают направления, связанные с подготовкой специалистов для гуманитарной сферы и экономики страны. Так, по сравнению с 1985г. прием студентов на гуманитарные специальности возрос на 46,0 %, в том числе на дневное отделение – на 72,3 %; на экономические соответственно, на 34,5 и 94,5 %. Нельзя не отметить, что все большую помощь в подготовке специалистов по этим направлениям оказывают негосударственные учебные заведения. Например, в 1996г. на гуманитарные и экономические специальности в негосударственные вузы было принято 58,8 тыс. чел., что составило 10,4 % от поступивших на эти специальности в государственные высшие учебные заведения. Вообще же в 1996/97 учебном году в негосударственных высших учебных заведениях, составляющих 30% от общего числа высших учебных заведений страны, обучается 162,5 тыс. студентов, или 5,5% всех студентов, против 4,9% студентов соответственно в 1995/96 учебном году.
Находясь в тяжелейших финансовых условиях, государственные высшие учебные заведения также вынуждены расширять платное обучение. В 1999/2000 учебном году на условиях платного возмещения затрат обучается 370 тыс. студентов, то есть 12,4 % от общего числа студентов государственных вузов.[3]
Таким образом, формируется единая система высшего образования, включающая государственные и негосударственные учебные заведения, из которых более 200 получили лицензию на проведение образовательной деятельности по программам высшего профессионального образования. В дальнейшем модель российской системы высшего образования можно образно представить в виде мощного ядра государственных вузов, окруженного тонкой но динамичной оболочкой негосударственных высших учебных заведений, которые в силу своей специфики будут определять вектор перспективных направлений для государственных вузов, а последние в сою очередь инициировать повышение качества подготовки в негосударственных.