Будучи основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования, государственные образовательные стандарты должны включать:
1) федеральный и национально-региональный компоненты образования;
2) обязательный минимум содержания общеобразовательных и профессиональных образовательных программ;
3) максимальный объем нагрузки обучающихся;
4) единые требования к уровню подготовки выпускников;
5) условия реализации образовательных программ.
При этом в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования следует сохранить значительную самостоятельность вузов в формировании образовательной структуры, национально-регионального компонента образовательных программ, дисциплин по выбору и факультативных дисциплин, содержания образовательных программ и рабочих учебных планов.
В связи с тем, что выпускники российских вузов, имеющие степень бакалавра, не обладают необходимым уровнем профессиональных знаний и не пользуются спросом, в Кодексе РФ об образовании надлежит установить две формы высшего профессионального образования: «дипломированный специалист» и «магистр», которые должны обеспечивать либо углубленную профессиональную подготовку по наиболее «трудным» профессиям, либо возможность получения второго высшего образования.
В главе целесообразно дать легальные определения ключевых понятий, характеризующих систему образования, но не попавших в соответствующую статью главы 1 Кодекса. В таких определениях, в частности, нуждаются следующие понятия - направление образования, форма образования, степень (квалификация) специальность, специализация, основная образовательная программа, дополнительная образовательная программа, программа специализированной подготовки магистра (магистерская программа), обязательный минимум содержания программы, проблемное поле направлений, магистр, дипломированный специалист.
[1] Современное университетское образование: Проблемы и перспективы. Сборник научных статей / Под ред. акад. А.М. Богомолова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. С. 45.
[2] Там же. С. 49.
[3] Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Управление качеством образования. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. университета, 2000 г. С.35.
[4] Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Управление качеством образования. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. университета, 2000 г. С.36.