Отвечая на пожелание доктора педагогических наук, профессора Тельтевской Н. В. о том, что в автореферате желательно в формулировках цели и четвертой задачи подчеркнуть их отличия, хотим сказать, что цель исследования формулировалась нами как научное обоснование и опытно-экспериментальная проверка эффективности процесса формирования личностной саморегуляции младших школьников в условиях партнерских отношений со сверстниками и. предполагала решение совокупности задач. В исследовании наряду с анализом теоретических исследований, определяющих сущность понятия «личностная саморегуляция» и партнерских отношений со сверстниками, была осуществлена экспериментальная проверка эффективности процесса формирования личностной саморегуляции в условиях партнерских отношений со сверстником. Четвертая задача раскрывает этапы опытно-экспериментальной работы, их содержание, средства реализации. Также в рамках четвертой задачи представлен констатирующий и контрольный эксперименты, которые показали эффективность процесса формирования личностной саморегуляции в условиях партнерских отношений со сверстником.
Профессор Сергеев II. К.: Диссертант закончила ответы на замечания, содержащиеся в отзывах. Слово предоставляется официальному оппоненту — доктору педагогических наук, профессору Николаевой Марине Владимировне.
Выступает доктор педагогических наук, профессор Николаева М. В. (отзыв прилагается).
Профессор Сергеев II. К.: Слово для ответа на замечания официального оппонента предоставляется соискателю Федосеевой Елене Сергеевне.
Соискатель Федосеева Е. С: Отвечая на замечание оппонента о том, что требует более убедительных доказательств вывод об определении личностной саморегуляции младшего школьника как системообразующего свойства личности, т. к. в исследовании не исследова-ны корреляционные связи между компонентами личностной саморегуляции младшего школьника и другими свойствами личности, хотим ответить, что личностную саморегуляцию мы определили как системообразующее свойство, основными характеристиками которого выступают целостность, структурность, иерархичность. Человек как «элемент» в системе общества становится носителем совокупности социальных системных свойств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе. Личность — это целостность, не набор отдельных качеств или свойств. С позиции целостного подхода, в котором целостность понимается как гармония, имеющая определенную структуру — иерархическую соподчиненность элементов, главным из которых в младшем школьном возрасте выступает личностная саморегуляция как системообразующее свойство человека. Мы выделили основные ее структурные компоненты применительно к детям младшего школьного возраста. В нашем исследовании мы не ставили задачу установления корреляционных связей между компонентами личностной саморегуляции и другими свойствами личности. Однако результаты диагностики показывают, что несформированность одного компонента влечет за собой отставание в формировании другого. Учитывая, что в структуре личности каждое из свойств выступает не изолированно, а во взаимосвязи, между ними возникают закономерности, которые обеспечивают ее развитие. Формирование одного свойства способствует активизации другого и наоборот. Отвечая на замечание о том, что недостаточно полно и обоснованы, и представлены содержание и структура учебной деятельности, в рамках которой организуются партнерские отношения, отметим, что в нашем исследовании мы опирались на сущность понятия учебной деятельности, определенную в исследованиях Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова как особая форма активности младших школьников, побуждающая их к усвоению способов получения теоретических знаний. Структуру учебной деятельности составляют цель, мотив, действие, средство, результат, оценка, рефлексия. Обучающийся выступает субъектом учебной деятельности, если осознает ее цели, осмысливает и внутренне принимает мотивы (потребность в учебной деятельности, ориентация на способы получения знаний, а не на результат), выбирает ее средства, решает учебные задачи, производит самооценку, осуществляет самоконтроль. Учитывая, что формирование личностной саморегуляции в нашем исследовании велось на основе учебной деятельности, использование потенциала партнерских отношений и построение процесса ее формирования также осуществлялись в ее рамках. Партнерские отношения организовывались на основе содержания учебной деятельности. В нашем исследовании мы не представили детального анализа содержания и структуры учебной деятельности, т. к. для нас было важным изучить влияние партнерских отношений со сверстниками на формирование личностной саморегуляции младших школьников.