По замечанию проф. Бондаревской Е. В. о том, что саморегуляция является функцией сознания и в этой связи важно определить, как педагог работает с сознанием ребенка, хотим отметить, что усилия педагога на первом этапе направлены на установление норм и правил взаимодействия в группе, участие в постановке перед учащимися общей цели деятельности, формирование интереса к предстоящей деятельности, потребности в целеобразовании, фиксацию целей, которые ставят перед собой учащиеся, и участие в составлении совместного перспективного плана деятельности по реализации поставленных целей. На втором этане в функции педагога входят создание положительного эмоционального микроклимата в группе, отслеживание и регуляция эмоционального состояния детей в процессе деятельности. На третьем этапе педагог создает и реализует программу деятельности, участвует в выборе средств для достижения целей, побуждает детей к активности, участвует в оценке результатов деятельности. Также важным являются отслеживание конечных и промежуточных результатов деятельности младших школьников и развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
По замечанию проф. Борытко Н. М. о шаблонности уровней, отсутствии качественных различий, шкалы их оценки можем пояснить, что уровни личностной саморегуляции были определены как низкий, средний и высокий, т. к. авторы методик диагностики основных компонентов личностной саморегуляции Т. А. Нежнова, Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина, Н. А. Цыркун предлагают обработку результатов в соответствии с данными тремя уровнями. В нашем исследовании была проведена качественная и количественная обработка данных, выделены качественные характеристики, отличающие один уровень от другого и показывающие динамику в становлении личностной саморегуляции.
Отвечая на замечание проф. Борытко Н. М. о том, что этапы формирующего эксперимента не носят целостного характера, можем сказать, что в нашем исследовании целостный процесс формирования личностной саморегуляции был основан на концепции волгоградской научной школы и представлен как определенная последовательность этапов, подвигающих детей на более высокий уровень личностной саморегуляции. Это потребовало от нас выделения на каждом из этапов приоритетного новообразования, формирование которого осуществлялось наиболее интенсивно.
На замечание проф. Куликовой С. В. о том, что сущность, особенность личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте недостаточно раскрыты в ее компонентах, отзетим, что выделение компонентов осуществлялось на основе теории учебной деятельности, основными составляющими которой являются учебные мотивы, планирование учебных задач и способов действий, учебные действия, контроль, оценка, и выявление основных особенностей осуществлялось именно в рамках данной ведущей, деятельности. Необходимо отметить, что в младшем школьном возрасте особенностями, определяющими сущность личностной саморегуляции, являются формирование ориентации на содержательные аспекты действительности, интерес к новой социально значимой деятельности, способность к планированию, реализации программы действий совместно с партнером, появление рефлексии.
Профессор Сергеев Н. К.: Приступаем к процедуре тайного голосования, для этого следует избрать счетную комиссию. Слово для предложения кандидатур предоставляется ученому секретарю Глебо-ву А. А.
Ученый секретарь Глебов А. А.: Предлагается следующий состав счетной комиссии: доктор педагогических наук, профессор Мука-ева О. Д., доктор педагогических наук, профессор Сучилин А. А., доктор педагогических наук, профессор Столярчук Л. И.