Учитель отмечает, что главное, чтобы при изучении всех видов источников были сделаны правильные выводы, которые не ведут к заблуждению в объективном осознании исторической концепции, не были бы допущены искажения фактов и событий культуры и истории.
Таким образом рассмотрев виды источников и показав их значение учитель переходит к рассмотрению вопроса о хозяйственной жизни ингушей. После предварительного объяснения материала с классом проводится беседа по вопросам:
1. Каким видом хозяйства занимались ингуши?
(Скотоводство и террасное земледелие).
2. С чем это связано?
(Природно-климатические условия, малоземелье в горах).
3. Было ли развито ремесленное производство?
(Гончарное дело являлось сезонным промыслом мастеров).
4. Существовали ли “квалифицированные ремесленники”?
(Мастера, занятые кустарным промыслом еще окончательно не порвали с сельским хозяйством. Довольно узкой специализации достигли только мастера - строители боевых башен и ювелирного дела).
5. Чем можно объяснить довольно низкий уровень развития производительных сил?
(Отсутствие удобных путей сообщения, длительное окружение Ингушетии более сильными соседями затрудняло развитие производительных сил, налаживание международных связей и обмена).
Далее формируется представление о социальной структуре общества, с этой целью рассматривается вопрос об ингушской родовой организации - тейпы, начиная со стадии родовой земельной общины до периода выделения большой семьи, фамилий, примерно с XII по XVIII вв.
Материал излагается в форме объяснения. Но перед объяснением дается задание: по ходу изложения материала зафиксировать главные факты в тетради и ответить на вопрос: “чем является большая семья?”
Сложным вопросом является определение общественного строя у ингушей до первой половины XVIII в. Учителю важно показать и подвести учащихся к выводу о том, что к XVIII в. ингушское общество проходило длительную стадию разложения родового строя. Эта стадия сопровождалась процессом классообразования. В среде ингушских племенных групп уже выделились экономически обособленные “лучшие”, “почтейнейшие” и др. фамилии. Классу задается вопрос: “О чем свидетельствует данный процесс?” (Указывает на процесс феодализации, на становление в ингушском обществе новых классовых отношений).
В заключение урока проводится работа по формированию представления о культуре ингушского народа. Дается характеристика самобытной духовной культуры ингушей. Раскрывается роль и сущность первобытноязыческой религии, исповедуемой ингушами вплоть до XVIII в.
Таким образом на данном уровне формирования представление учащихся о социально-экономическом и культурном развитии Ингушетии в XVII - первой половины XVIII вв.
[1] Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. - М., 1972.
[2] Там же. С. 78.
[3] Там же С. 83.
[4] Шадриков В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. - Ярославль, 1981, с. 120.
[5] Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М., 1987, с. 93.
[6] Там же.
[7] Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М., 1968.
[8] Горелик Ф.Б. Раскрытие закономерностей общественного развития в курсах истории. - М., 1969.
[9] Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М., 1968, с 115.
[10] Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М., 1988.