- школьный педагог ведет лекцию более медленным темпом;
- перед началом лекции целесообразно поставить проблемное задание, которое учащиеся должны выполнить в конце урока.
2. РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ: “СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНГУШЕТИИ В XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВВ.”
Итак, рассмотрим урок по теме дипломной работы.
Цели урока.
1. Образовательные:
- опираясь на знания учащихся, полученные ими ранее при изучении курсов истории средних веков, истории Отечества, истории мировых цивилизаций;
- использовать межкурсовые связи по темам “Языческие верования славян”, “Зарождение феодальных отношений” и др.;
- привлечь материалы средств массовой информации издаваемых в наше время посвященных поздне-средневековому периоду ингушской цивилизации;
- сформировать знания учащихся об истории ингушского народа XVII - первой половины XVIII вв.;
- показать развитие хозяйства общественного строя в рассматриваемый период;
- выявить роль материальной и духовной культуры в истории ингушского народа.
2. Воспитательные:
Материал урока позволяет воспитать у учащихся чувство уважения к культуре ингушского народа, к ее быту, обычаям, традициям. Пробуждает интерес к более углубленному изучению истории ингушей и других малых народов и народностей.
3. Развивающие:
Развивать у учащихся умение работать с историческими документами, анализировать пройденный материал, сравнивать быт и хозяйство ингушей позднего средневековья с другими позднесредневековыми обществами.
Работу на уроке в целях актуализации материала, нужно начать с формирования представления об Ингушетии как части Российской Федерации. В вводном слове учитель отмечает, что Республика Ингушетия является субъектом Российской Федерации. В ней есть президент, самостоятельные органы власти, затем он предлагает познакомиться с историей этой республики, заметив, что не всегда отношения между Россией и Ингушетией складывались мирно.
Учитель тезисно сообщает, что ингушский народ является одним из древнейших и имеет свою историю, которая измеряется тысячелетиями. На данном уроке будет прослежен лишь позднесредневековый период истории Ингушетии. Учитель ставит познавательную задачу. Откуда мы можем черпать знания о давно минувших событиях.
Суммировав ответы учащихся, он дополняет, что мы познаем прошлое еще и из духовной культуры, главным средством фиксации которой является язык. И в этом случае ингушский язык великий свидетель, творец и мудрый летописец всего, что происходило с ингушским народом. Ингушский язык в этом смысле является уникальным источником, так как посредством обращения к нему мы познаем не только культуру ингушского народа, но и многих народов Кавказа. Вторым, по важности, источником является ингушская мифология и фольклор, где разработана самобытная концепция мира, свидетельствующая о принадлежности народа к соответствующей цивилизации. Третьим источником являются обряды, обычаи и традиции. О важности этого источника говорит тот факт, что народ всегда поступал в соответствии со своими традициями, обычаями и миропониманием.
Учитель задает вопрос: Докажите, что перечисленные выше источники действительно являются кладезем знаний по истории Отечества и по истории Родного края.
(С помощью данных источников могут быть выявлены существенные исторические события и факты в рассматриваемый период, то есть в XVII - первой половине XVIII вв. Так же можно правильно понять смысл и значение происходящих событий. В них звучит подлинная история народа).