Тема урока: «Сверление, клепка и окраска изделия»
Цели урока:
Дать представление детям об устройстве и назначении сверлильного станка.
Задачи проведения:
1) Образовательная: научить приемам пробивания, сверления, соединения и окраски изделий, познакомить учащихся с устройством и назначением сверлильного станка, дать понятие о ременной и реечной передаче;
2) Развивающая: развить точность и аккуратность в трудовой деятельности, память, мышление, расширить политехнический кругозор и пополнить научное представление о окружающем мире.
3) Воспитательная: воспитать у учащихся ответственность, бережность и соблюдение правил техники безопасности.
Тип урока: комбинированный.
Организационный момент.
Учитель приветствует класс, проверяет посещаемость, готовность к уроку.
I. Вводный инструктаж.
1. Подготовка учеников к изучению нового материала.
На этом этапе урока учитель проверяет домашнее задание. Проверка проводится в виде устного опроса или опроса с помощью карточек письменно.
Например:
- Что такое развертка?
Предполагаемый ответ учеников:
- развертка это плоская заготовка.
- как определить длину заготовки из проволоки?
Ответ:
- необходимо диаметр заготовки умножить на 3,14.
- какие приспособления необходимы для гибки листового металла?
Ответ:
- оправки или гибочные штампы, деревянный брусок.
- как согнуть толстую проволоку?
Ответ:
- в тисках с помощью оправок.
Карточки для опроса могут содержать несколько вопросов из приведенных выше (пример смотри в приложении).
Затем учитель сообщает школьникам тему занятия: Сегодня тема нашего урока – «Сверление, клепка и окраска изделия». Мы изучим назначение и устройство сверлильного станка, виды и способы клепки листового металла и технологию окраски изделия.
2. Сообщение нового материала.
Учитель озвучивает новый материал. Например: Включают станок с помощью пусковых кнопок. Вращение от электродвигателя через ременную передачу, закрытую ограждением, передается шпинделю станка. В нижней части шпинделя устанавливается сверлильный патрон — в нем закрепляют сверло или другой режущий инструмент. Поворотом рукоятки осуществляется подача сверла при сверлении. На столе станка с помощью тисков или других приспособлений закрепляют обрабатываемые заготовки.
Приступая к работе на станке, осматривают его, проверяют исправность. Нажимают на кнопку «Пуск» и убеждаются, что станок работает. Нажатием на кнопку «Стоп» выключают станок.
Сверло должно быть зажато в патроне прямо, без перекоса. Перекос можно обнаружить по неровному вращению или так называемому биению сверла. Заготовку с предварительно размеченным и накерненным центром будущего отверстия размещают и закрепляют на столе станка в машинных тисках. При сверлении отверстий малого диаметра заготовки можно закреплять с помощью ручных тисков или струбцин.
Рис. 1. Сверлильный станок.
Рис. 2. Закрепление патрона станка и сверла.
Для соединения листов металла можно применять заклепки. Заклепки — это крепежные детали, состоящие из закладной головки и стержня. Их изготавливают из мягкой стали, меди, алюминия, латуни. Существуют заклепки с полукруглой, потайной, плоской, полупотайной головками.