4. Заключительный инструктаж (10 мин)
4.1. Контроль, оценка знаний, умений, навыков в работе на уроке. Желающих рассказать о своей работе в рабочей тетради, слушаю, задаю вопросы и ставлю соответствующую оценку за проделанную самостоятельную работу.
5. Выдача домашнего задания (10 мин)
5.1. Реферат "История вышивки в России". Объясняю объём, порядок выполнения. Реферат в тетради, вольного содержания, желательно сделать рисунки.
6. Уборка рабочих мест (2-5 мин).
Анализ допущенных отклонений, итог урока.
Тема урока: "Счетные швы"
Цели урока:
1. Образовательная - познакомить учащихся с различными видами вышивки, дать понятия о видах швов, их разновидностях, правилах их расположения.
2. Развивающая – развить умение сравнивать свою работу с образцами, анализировать, находить свои ошибки.
3. Воспитательная – воспитать самостоятельность и чувство ответственности за порученную работу перед коллективом, умение трудиться как в коллективе, так и отдельно от него, культуру общения, аккуратность.
Объект работы: Схемы для вышивки.
Оборудование – ручные швейные инструменты, рисунки, узоры, образцы простейших украшающих швов, таблица с изображением техники выполнения швов, образцы вышитых изделий, раздаточный материал с образцами тканей, пригодных для выполнения счетных вышивок, иллюстрированный материал, инструменты и приспособления для вышивания: канвовая ткань, цветные нитки мулине, игла, пяльцы, наперсток.
Ход урока
1. Организационная часть. Проверка присутствующих на уроке, готовность учащихся к уроку, решение проблемных ситуаций (5-10 мин).
2. Проверка домашнего задания и вводный инструктаж (25-30 мин).
2.1. Выслушать реферат на заданную тему.
2.2. Подготовка учащихся к изучению новых знаний. Называю тему урока: "Счетные швы". Но прежде, сем начать объяснять новую тему, надо узнать правила безопасной работы на кухне. Вешаю иллюстрационный материал "Правила безопасности работы при выполнении ручных работ". Сначала спрашиваю у детей, что они знают об этом:
-А что вы знаете о правилах безопасности при выполнении ручных работ?
Наводящими вопросами и путём рассуждений с учениками пытаюсь вместе сформулировать правила. Дальше вместе с учениками читаю правила, и объясняю непонятное. Далее дети открывают тетрадь и записывают под диктовку дополнительные правила, которых нет в учебнике используя плакат.
Опасности в работе:
· Повреждение пальцев иглой или булавкой;
· Травма руки ножницами;
· Травма глаз.
Что нужно делать для начала работы:
· Сосчитать количество иголок и булавок в игольнице;
· Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
· Что нужно делать во время работы:
· Быть внимательной;
· Надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;
· Вкладывать иглы и булавки только в игольницу;
· Класть ножницы справа сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
· Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
Что нужно сделать по окончании работы:
· Посчитать количество булавок и иголок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было вначале работы;
· Убрать рабочее место.
3. Изучение нового материала.
Основные понятия и определения учащиеся записывают под диктовку в тетрадь.
Познакомимся с процессом вышивания.
Выстирать ткань.
Подсушить.
Хорошо отутюжить во влажном состоянии.
Перевести рисунок на ткань с помощью цветной копировальной бумаги (гладь).
Заправить ткань в пяльцы и хорошо её натянуть по утку и долевой нити.
Выполнить закрепление нити в начале работы.
Выполнить вышивку.
Выполнить закрепление нити по окончанию работы с изнаночной стороны вышивки.
Выполненную работу осторожно выстирать.
Накрахмалить выстиранное изделие и подсушить в махровом полотенце, скатанном трубочкой.
Отутюжить выстиранное изделие с изнаночной стороны на чистой подстилке.
Познакомимся с основными счетными швами. Это - набор, гладь, "роспись", гобеленовый шов, крест.
Набор (брань) - это двустороннее скорое шитье, напоминающее по фактуре ткачество, потому что выполнение этого шил можно сравнить с движением челнока (Рис.66). Выполняют его прямыми стежками различной длины (швом "вперед иглу") но счету нитей в зависимости от узора. На изнаночной стороне работы получается негативный узор. Стежки нужно делать не очень длинными, чтобы впоследствии они не цеплялись и не вытягивались. В народных вышивках набор применяют как самостоятельный вид вышивки и в сочетании с другими швами. Основной цвет ниток - красный, с небольшим добавлением синих или черных. Раньше "бранками" украшали рукава, воротники и низ рубах, фартуки, рушники, платки.