Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.
Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.
Креативные ситуации – 2,3,4,5.
Методика
«Радости и огорчения»
Методика помогает выявить место познавательной деятельности в системе ценностных ориентаций дошкольников.
После организованного познавательного занятия по формированию элементарных математических представлений ребёнка спрашивают:
Что тебя больше всего порадовало во время занятия?
Что тебя больше всего огорчило во время занятия?
Вопросы могут быть сформулированы с большим акцентом на эмоции ребёнка:
Когда во время занятия ты сильнее всего чувствовал радость?
Когда во время занятия ты сильнее всего огорчался?
Анализ ответов фиксируется в схеме:
Фамилия, имя |
Радости и огорчения | ||
Связанные с самим собой |
Связанные. с другими людьми, с общением |
Связанные с познавательной деятельностью | |
Примечание: проводить методику сразу после занятия нежелательно, т.к. полученная информация будет искажена слишком свежими впечатлениями от занятия. Более объективный и богатый будет тот материал, который основан на анализе нескольких занятий.
ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
( В.С.Юркевич, модификация и адаптация для детского сада Э.А.Барановой.)
Выявляет наличие, силу и устойчивость познавательной потребности.
Стандартизированная анкета включает 7 вопросов, адресованных родителям или воспитателям.
Вопросы |
Возможные ответы |
Балл | |
1. |
Как часто (полчаса – час) ребенок занимается какой-нибудь умственной работой |
а) постоянно б) иногда в) очень редко |
5 3 1 |
2. |
Что предпочитает ребенок, когда предлагают загадку? |
а) помучиться, но самому найти ответ б) когда как в) получить готовый ответ от других |
5 3 1 |
3. |
Просит ли почитать книги, дослушивать до конца? |
а)постоянно слушает до конца; б)иногда, не всегда слушает до конца; в) редко; |
5 3 1 |
4. |
Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственным напряжением? |
а)очень эмоционально б)когда как в)эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями) |
5 3 1 |
5. |
Часто ли ребенок задает вопросы? |
а)часто б)иногда в)очень редко |
5 3 1 |
6. |
Дожидается ли ответа на поставленный вопрос? |
а) да б) не всегда в) нет |
5 3 1 |
7. |
Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно третий, относящийся к одной теме) |
а) да, бывают довольно часто б) когда как в) не наблюдалось |
5 3 1 |