Обладает большим запасом информации в различных областях (его интересы выходят за рамки обычных интересов его сверстников).
Может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую информацию.
Способен к глубокому пониманию причинно-следственных связей, пытается открыть что и почему происходит что-либо; задает много вопросов, вскрывающих истинный глубинный смысл (в отличие от информационных и фактических вопросов); хочет знать, что является движущей силой, что лежит в основе поступков или мыслей людей.
Легко схватывает основные, главные принципы и может легко и быстро сделать обоснованные заключения и обобщения о событиях, людях или предметах; ищет сходство и различие между событиями и предметами.
Тонкий и проницательный наблюдатель, « видит больше» и « извлекает больше» из рассказа, фильма и т. д., чем остальные.
Любит читать ( или слушать, когда ему читают ), обычно предпочитает книги для детей более старшего возраста; не избегает трудного материала, любит рассматривать и изучать детские энциклопедии, атласы.
Пытается понять сложный материал, анализируя, разделяя его на составные части; делает собственные выводы, находит логичные и обладающие здравым смыслом ответы и объяснения.
Опросник 2. Мотивационно-личностные характеристики
(для дошкольников).
Глубоко и полностью погружается в интересующие его темы и проблемы, настойчив в нахождении пути решения проблемы ( иногда трудно перевести его внимание на другую тему).
Ему быстро надоедает обычная, знакомая, выполняемая строго по инструкции работа.
Мало нуждается во внешней мотивации и стимуляции при выполнении работы, которая изначально его вдохновила.
Стремится к наилучшему результату, самокритичен; редко бывает удовлетворен своими темпами и результатом.
Предпочитает работать самостоятельно и независимо; от взрослых требуются лишь первоначальные инструкции, затем любит все делать сам.
Интересуется многими «взрослыми» проблемами в большей мере, чем его сверстники.
Часто твердо отстаивает свое мнение (иногда даже излишне активен), упорен в своих убеждениях.
Любит организовывать и структурировать вещи, людей и ситуации.
Его всегда интересует правда и ложь, добро и зло; часто оценивает и судит о людях, событиях и предметах.
Опросник 3. Творческие характеристики
(для дошкольников).
Чрезвычайно любознателен в самых разных областях; постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.
Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные и оригинальные ответы.
Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда эмоционален и горяч в споре; упорный и настойчивый.
Способен рисковать; предприимчив и решителен.
Предпочитает задания, связанные с «игрой ума», фантазирует, обладает развитым воображением («интересно, что произойдет если…»); любит занитматься применением, улучшением и изменением идей, правил и объектов.
Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
Более эмоционален и импульсивен по сравнению с другими детьми; мальчики более свободно проявляют «типично женские качества», например чувствительность; девочки более независимы, активны и настойчивы, чем их сверстницы.
Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений.
Имеет собственное мнение и способен его отстаивать, не боится быть непохожим на других, индивидуалист ( в частности, умеет и любит работать в одиночестве), не интересуется деталями, спокойно относится к творческому беспорядку.