В структуре непрерывного образования можно выделить две подсистемы: основное и дополнительное образование. В свою очередь, основное и дополнительное образование может быть общим и профессиональным. Следовательно, получается четыре подсистемы образования: основное общее, основное профессиональное, дополнительное общее, дополнительное профессиональное. Данная структура, описанная Пионовой Р.С. [5], представлена на рис.1.
ОСНОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ |
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | ||||||
Профессиональное |
Профессиональное | |||||||
Докторантура Аспирантура |
Повышение квалификации | |||||||
Магистратура Бакалавриат |
Переподготовка | |||||||
Высшее | ||||||||
Профессионально-техническое | ||||||||
Среднее специальное | ||||||||
|
| |||||||
Общее |
Общее | |||||||
Среднее |
Общекультурная подготовка, физкультура, спорт, туризм, искусство и т.д. | |||||||
Дошкольное | ||||||||
Рис. 1. Структура непрерывного образования
Отношения между элементами подсистемы основного образования строятся по принципу иерархии, каждое последующее звено дает образование более высокого уровня. В подсистеме дополнительного образования звенья самостоятельны и независимы, существуют параллельно друг другу. Дополнительное образование не является образованием более высокого уровня по сравнению с основным. В каждой из подсистем имеются основные и дополнительные, основные и параллельные, государственные и негосударственные учебные заведения и повышения квалификации, учреждения культуры, спорта, туризма и т.д.