Предупредительный диктант имеет ряд положительных моментов:
а) способствует развитию навыка самостоятельного и сознательного письма;
б) является активным приёмом, требующим от учащихся напряжения в процессе работы;
в) не основывается исключительно на слуховых восприятиях.
Предупредительный диктант может проводиться с целью закрепления нового и повторения старого материала, а также с целью предупреждения ошибок допускаемых учащимися ранее.
Этот вид работы довольно сложен и требует высокого общего развития учащихся и достаточной их подготовленности по русскому языку.
Предупредительный диктант бывает подготовленным, зрительным, слуховым, но их объединяет общая цель - предупреждения ошибок объяснение правописания.
Выборочный диктант. Во время выборочного диктанта ученики записывают не весь текст, который диктуется, а лишь те его части (слова или сочетания слов), в которых есть изучаемые орфограммы. Учащиеся слушают текст, диктуемый отдельными предложениями и со значительными интервалами, достаточными для того, чтобы можно было успеть разобрать каждое слово, анализируют его, записывают слова с определенными орфограммами.
Выборочный диктант обычно проводится только на изученные или повторяемые в данный момент орфограммы. Целесообразно включить в текст диктанта слова с трудными для учащихся данной национальности орфограммами.
Приведём тексты выборочных диктантов для 5 - 6 классов национальных школ, которые были взяты нами из пособия Фалиной Т.М. "Диктанты и тексты по русскому языку - 7 классы".
1. Задание к диктанту: выпишите словосочетания с числительными. Числительные запишите словами.
В 1686 году в Вене был издан учебник геометрии, автор которого - военный инженер австрийской императорской армии Антон фон Биркенштейн. Секрет успеха книги, интереса к ней кроется в том, что страницы с чертежами, иллюстрирующими основные геометрические понятия и задачи, были украшены видами венгерских крепостей XVII века. На 122 страницах с чертежами содержится 110 видов венгерских крепостей.
2. Задание к диктанту: выпишите местоимения, распределите на 2 группы: отрицательные, неопределенные.
а) Широка степь и (н…) кем не измерена.
б) Мишке страшно оглянуться назад, шепчет, стараясь не думать (н…) о чём.
в) А мне, извини, дискутировать с тобой (н…) когда.
г) В доме у тебя чужих (н…) кого нет?
д) Где (то) за речкой голосисто подвывала собака, желтел огонек.
е) За одним столом сидели - хозяин с женой, машинист, (кое) кто из рабочих и в самом конце стола Фёдор с матерью.
(М. Шолохов)
Выборочный диктант требует от учеников навыка в его выполнении, поэтому в начале учителю следует провести с ними несколько раз выборочное чтение (устный диктант с выделением слов на нужное правило, разбором их написаний, но пока без записи), затем выборочное списывание (запись слов на нужное правило) и затем только проводить выборочный диктант.
Зрительный диктант. Зрительный диктант состоит в том, что перед тем как записать какой-либо текст, учащиеся просматривают его, обращая особое внимание на орфограммы, которые изучаются в данный момент. Одновременно повторяются необходимые правила, затем этот текст диктуется учителем. По окончании работы учащиеся сверяют запись с текстом книги. Такой вид диктанта иногда называют самодиктантом.