Страница 2

Эти упражнения являются эффективными и входят в систему упражнений по орфографии как её неотъемлемая часть.

Осложнённое списывание проводится в разных вариантах. Это может быть списывание с дополнительным заданием (подчеркнуть в тексте те или иные части слова или отдельные орфограммы. Разделить слово на части - морфемы или по слогам и т.п.); с изменением текст (дописать слово, вставить отдельные буквы или целые слова, пропущенные в тексте, изменить грамматическую форму слова - лицо, падеж, число, время); выборочное, состоящее том. Сто записывается не весь текст, а только некоторые слова с указанными орфограммами.

Диктант. Виды диктанта.

Под диктантом следует понимать такой вид письменной работы, во время которой учитель диктует текст, а учащиеся пишут самостоятельно, без посторонней помощи, и руководствуются только ранее полученными теоретическими знаниями ранее сложившимися навыками письма.

Из большого количества разнообразных видов диктанта наибольшее распространение в школьной практике получили диктанты:

а) проверочный (он же контрольный, слуховой);

б) объяснительный; в) предупредительный; г) выборочный;

д) зрительный; е) творческий; ж) свободный; з) словарный.

Проверочный диктант. Выполняя роль контрольного, этот вид диктанта одновременно является и упражнением обучающего характера, так как учащийся во время письма под диктовку приобретает в то же время навыки письма на слух, навыки применения известных ему орфографических правил. Тренирует свою волю, внимание и т.д.

Контрольный диктант, как правило, проводится с целью проверки прочности знаний и навыков учащихся по тому или иному пройденному разделу. Материал по правописанию, который проверяется контрольным диктантом, должен быть хорошо усвоен учащимися, поэтому контрольной проверке предшествует различные упражнения, письменные работы обучающего характера, списывание, объяснительные, творческие диктанты.

Трудности в подборе текста для диктанта заключаются в том, что последний должен удовлетворять многим требованиям и совмещать в себе разнообразные качества одновременно. Так, он должен быть понятным детям по содержанию (соответствовать их возрастным возможностям), соответствовать по характеру орфограмм, встречающихся в нём, программе и разделам, пройденным к моменту проведения диктанта. Текст также должен включать в себя слова, затруднившие учащихся в предыдущих письменных работах, словах, в которых они ранее допускали ошибки.

Положительное значение проверочного диктанта заключается в том, что он:

а) приучает писать по слуху;

б) даёт возможность контролировать навыки правильного письма;

в) учит применению правил на практике;

г) помогает закреплению навыков письменной речи в целом;

д) развивает и укрепляет в учащихся такие качества, как внимание и воля, необходимые для успеха всего процесса обучения.

Проверочные диктанты.

Приведём тексты проверочных диктантов на определённые орфограммы, изучаемые в 5-6 классах национальных школ. Тексты были нами взяты из пособия Фалиной.Т. М "Диктанты и тесты по русскому языку 5-7 кл."

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Устно объясните написание безударных гласных.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7