Кончалась холодная з . ма. в весенние тёплые дни родились у в . лчиц . слепые маленькие волчата.
Поздно утром возвращается старый волк с д . бычей. Похрустывает под волчьими лапами слежавшийся сне…. Взлетают на д . рев . я пугливые ря . ч . ки; тревожно попискивая, провожают лесного разбойн . ка маленькие с . нич . ки.
Смело бежит волк по знакомому лесу. Хорошо знает он д . рогу в своё скрытое лог…во, где ждут не дождутся старого волка маленькие в. лч . та.
(И. Соколов-Микитов)
Перепишите, объясните написание безударных
личных окончаний глаголов.
Весенний дождь.
Ещё светило перед окном,
В разрывы облак солнце блещ . т,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещ . т.
А уж от неба до земли, качаясь, движ . тся завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло, от лип душистым мёдом тян . т,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабан . т.
(А. Фет)
Перепишите, раскрывая скобки и вместо точек
вставляя пропущенные буквы.
а) На опушке леса, при лу (н, нн) Ом свете, три добрые
волшебницы, собрались около (не) большой
каме (н, нн) ой урны.
б) Тогда подошла к урне вт…рая волшебница.
В руке она держала какую-то дли (н, нн) ую
серебря (н, нн) ую нить.
в) Ударил со своим звери (н, нн) ым войском на
ч…рных людей Лео…
г) Белизна его лица напоминала лилию, а румянец -
лё…кий отблеск утре (н, нн) ей зари.
д) Лицо его было бледно и взволнова (н, нн) о.
Глаза проливали слёзы, пр…красные и светлые, как
роса. Он держал руку у сердца, которое билось с
(не) вер…ятной силой.
(Л. Чарская)
Эффективность проверочного диктанта в значительной мере зависит от того, какая ведется работа над ошибками.
Объяснительный диктант. При объяснительном диктанте объяснение орфограмм, встречающихся в тексте, осуществляется после записи текста. Предложения или небольшой текст записывается учащимся под диктовку учителя, затем объясняется и проверяется написание отдельных слов и орфограмм.
При объяснении написаний ученики приучаются анализировать текст по содержанию с грамматической и орфографической стороны, мотивировать варианты написаний, формулировать по памяти правила и т.п.
Объяснительный диктант может быть посвящен и одному правилу, и нескольким правилам одновременно. Перед проведением диктанта целесообразно повторить нужные правила. Объяснительный диктант может усложняться, например, за счет увеличения объёма текста, когда объяснение написаний производится не после каждого предложения, а после записи всего текста.
Предупредительный диктант. Предупредительный диктант дает учащимся возможность лучше осознать изучаемые орфограммы и тем самым способствует предупреждению возможных ошибок до его написания.
Предупредительный диктант приучает к тому, чтобы учащийся не руководствовался при письме только своими слуховыми представлениями о слове, ведущими в ряде случаев к ошибочным написаниям (что очень важно при обучении учащихся - дагестанцев), а помнил при этом о составе слова, о грамматических и орфографических правилах.