Поскольку у учеников массовой школы нарушается произношение артикуляторно сложных звуков, у них прежде всего исследуется произношение звуков С, С`, З, З`, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Л`, Р, Р`. Результат исследования звукопроизношения вносятся в таблицу 1.
Таблица 1
Условия |
Исследуемые звуки | ||||||||||||
С |
С` |
З |
З` |
Ц |
Ш |
Ж |
Щ |
Ч |
Л |
Л` |
Р |
Р` | |
При изолированном произношении | |||||||||||||
В слогах: открытых без стечения согласных закрытых без стечения согласных со стечением согласных | |||||||||||||
В словах: в начале в середине в конце (кроме звонких) | |||||||||||||
Во фразах | |||||||||||||
В связной речи |
Отсутствие звука обозначается в таблице прочерком. В случае замены звуков записывается звук - заместитель. В случае искажения звука сокращённо записывается характер искажения: м/з - межзубное произношение, п/з - призубное, г/з - губно-зубное, бок. - боковое, ув. - увулярное, вел. велярное, шип. - шипящее, г/ггубно0 губное и т.д.