Исследование умения воспроизводить звуковую структуру слова
Предлагается назвать картинки или повторить слова различной звуко-слоговой структуры:
Например: сыр, снег, рога, государство, электричка, милиционер, космонавт, чистильщик и т.д.
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер имеющихся аномалий в анатомическом строении периферического отдела артикуляционного аппарата:
челюстей (дефекты верхней, нижней челюсти);
соотношение верхней и нижней челюсти, т.е. дефекты прикуса.
зубов (двойной ряд зубов или их отсутствие, очень мелкие зубы и т.д.)
языка
твёрдого нёба
мягкого нёба
губ (излишне толстые губы, наличие рубцов, короткая верхняя губа).
Особенности ручной и речевой моторики
Исследование состояния ручной моторики (особенно пальцев), пальцевого гнозопраксиса.
Определение ведущей руки, ноги, глаза.
Выполнение пробы Хэда: "Покажи правой рукой левое ухо", "левой рукой правое ухо", так же предлагается показать правые и левые части тела у напротив сидящего человека.
Оптико-кинестетическая организация движений (проба на праксис позы).
Задания: соединить 1 и 2 пальцы в виде кольца. Вытянуть 2 и 3 пальцы, затем 2 и 5 пальцы. Перебор пальцев.
Исследование речевой моторики.
Определить особенности движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба по следующим параметрам:
наличие или отсутствие движений;
тонус (нормальное напряжение, вялый, чрезмерно напряженный);
активность движений (нормальная активность, заторможенность, расторможенность);
точность выполнения движений;
длительность выполнения движений, т.е. способность удерживать органы артикуляционного аппарата в заданном положении в течение определённого времени;
переключаемость движений;
темп движения;
Замена одного движения другим;
наличие синкинезий, добавочных, лишних, судорожных движений.
Необходимо обследовать возможность выполнения изолированных движений и их серий, движений по подражанию, словесной инструкции.
Особенности динамической стороны речи
Указать:
темп и ритм речи;
употребление ударений словесного и логического;
особенности голоса;
употребление основных видов интонации, их оттенков;
выразительность речи;
Исследование слуховой функции и восприятия речи
Состояние биологического слуха (по данным медицинской карты).
Состояние восприятия речи.
Исследование фонематического восприятия
(дифференциация фонем)
Определить у ребёнка способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость - глухость, твёрдость - мягкость, свистящие - шипящие и т.д.
В задании предлагается повторить серию слогов; показать картинку на слова - квазиомонимы (коза - коса); придумать предложение с такими словами;
Исследование языкового анализа и синтеза.
Анализ предложения на слова.
Определить количество, последовательность и место слов в предложении.
Слоговой анализ и синтез.
Определить количество слогов в слове.
Фонематический анализ.
Исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа.
А. выделение звука на фоне слова.
Б. выделение первого звука из слова.
В. Выделение последнего звука из слова.
Г. Определение места звука (начало, конец, середина) в слове.
Д. Определение количества звуков в слове.
Е. определение места звука по отношению к другим звукам слова.
Фонематический синтез.
Назвать слитно слово, произнесённое с паузами после каждого звука
(ч - а - с).
Фонематические представления.
Определить способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений.
Например придумать слово в котором есть звук "Ш".