Задачи и содержание экспериментального обучения
.
Анализ констатирующего эксперимента показал нам, что у детей с детским церебральным параличом наблюдаются разные по сложности нарушения фонетико – фонематических процессов:
1 – я группа:
К. Кирилл, Ильяс
– низкий уровень сформированности фонетико – фонематической стороны речи.
2 – я группа:
П. Кристина, М. Евгении, Саша,–
средний уровень сформированности фонетико – фонематической стороны речи.
3 – я группа:
Т. Ваня, Настя, Костя, Женя, П. Кирилл
- хороший уровень сформированности фонетико – фонематической стороны речи.
Мы разработали план коррекционных мероприятий по устранению фонетико - фонематических нарушений у детей каждой из подгруппы, применяя средства тактильно - проприоцептивной стимуляции (дифференцированный логопедический массаж, стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры, массаж язычной мускулатуры, пассивная артикуляционная гимнастика); развитием чётких артикуляционных кинестезий (активная, пассивная артикуляционная гимнастика); подключением двигательно-кинестетического (тактильный контроль) и слухо-зрительно-кинестетического контроля (слуховой контроль, зрительный – используется зеркало, тактильный контроль).
Логопедическая работа проводилась по нескольким направлениям:
1. Развитие артикуляционной моторики:
Работа по развитию артикуляционной моторики проводиться по группам нарушенных звуков у данной группы.
М. Евгения, Саша, П. Кирилл – артикуляционная гимнастика для постановки саноров (звуков Л, Р).
Костя, Кристина, Женя – артикуляционная гимнастика для постановки свистящих (С, З, Ц – построить забор, наказать непослушный язык, лопаточка или блинчик, почисти зубки, песенка водички…); шипящих (Ш, Щ) - построить заборчик, наказать непослушный язычок, лопаточка, чашечка, лошадка, грибок .)
Ваня артикуляционная гимнастика для свистящих звуков и саноров (построить забор, наказать непослушный язык, лопаточка или блинчик, почисти зубки, песенка водички лопаточка, чашечка, лошадка, грибок .)
К. Кирилл и Ильяс – Артикуляционная гимнастика для всех групп согласных и гласных звуков.
Обращаем внимание на объем движений, точность выполнения, способность к переключению и удержанию позы. Борьба со слюнотечением.ых и гласных звуков.щих и саноровов Л, Р)ам звуковая моторика, пальчиковая моторика) и проанализировав пол
Со всеми детьми ведем работу по развитию мелкой моторики.
С Ильясом и Кириллом ведем работу по развитию мимической моторики.
М. Евгения, Саша, П. Кирилл – постановка и автоматизация саноров (звуков Л, Р).
Костя, Кристина, Женя – постановка свистящих (С, З, Ц); шипящих (Ш, Щ). Автоматизация в слогах, словах, предложениях, в связной речи. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Постановка саноров (Р, Л), автоматизация в слогах, словах, в предложениях.
Ваня - постановка и автоматизация свистящих (С, З) и саноров ( Р, Л).
К. Кирилл и Ильяс – Постановка, автоматизация, и дифференциация всех свистящих, шипящих звуков. Постановка и автоматизация саноров.
3. Развитие просодических компонентов речи.
Со всеми детьми проводим работу по развитию темпа, ритма, паузации.
4. Регулирование дыхания.
Со всеми детьми логопед проводит работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой вдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным.
Со всеми детьми ведется работа по увеличению объема дыхания, по нормализации ритма дыхания, по удлинению ротового выдоха.
С К. Кириллом проводим работу по нормализации носового дыхания и устранению нормализации носового дыхания.
5. Развитие фонематических процессов.
При обследовании фонематических процессов мы выявили ряд нарушений и сгруппировали детей на группы. И разработали план устранения фонематических нарушений.
Настя, Саша, Костя, Г. Женя, Ваня, П. Кирилл - составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности.
Настя и Г. Женя -
определение первого и последующего звука в словах.
Саша -
определение количества гласных и количество согласных в словах.
Т. Ваня -
подбор слова на заданный звук с указанием его места в слове.
2 – я группа
: Кристина и М. Евгения ошибки при фонематическом анализе и синтезе.
П. Кристина
- выделение согласного звука в начале слова, в середине слова. Определение первых и последующих звуков в словах.
Составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности.
М. Евгения:
1. Подбор картинок с заданным звуком.
2. Выделение гласных звуков стоящих в начале слова, в середине слова, в конце слова.
3. Выделение согласных звуков в начале слова, в середине слова.
4. Определение первого и последующего звуков в словах.
5. Определение последовательности и количества звуков в слове.
6. Составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности.