Страница 2

Учителю при оценивании работ учащихся полезно будет иметь следующую таблицу признаков компетентности учащихся (табл. 2), разработанную на основе классификации компетенций А. В. Хуторского.

Таблица 2

Признаки компетентности учащегося

Вид компетенции

Признак того, что учащийся компетентен

Ценностно-смысловая

ü Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем

ü Умение выбирать целевые и смысловые установки своих действий

ü Умение принимать решение

ü Умение планировать свою деятельность

Общекультурная

ü Обладает познаниями и опытом деятельности

ü Осведомлен в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основе жизни человека и человечества, отдельных народов, основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций и т.д.

Учебно-познавательная

ü Самостоятельная познавательная деятельность

ü Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности

ü Владение креативными навыками продуктивной деятельности

ü Владение приемами действий в нестандартных ситуациях

ü Умение отличать факты от домыслов

ü Владение измерительными навыками

ü Использование вероятностных, статистических и иных методов познания

Информационная

ü Умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию

ü Умение организовывать, преобразовать, хранить и предавать полученную информацию

ü Демонстрирует понимание предложенной информации

ü Делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности

Коммуникативная

ü Навыки работы в группе

ü Знание необходимых языков (в том числе математический)

ü Владение различными социальными ролями в коллективе

ü Умение представить себя –написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

ü Работа с вопросами на уточнение

Социально-трудовая

ü Владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя)

ü Владение знанием и опытом в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя)

ü Владение знанием и опытом в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

ü Умение анализировать ситуацию на рынке труда

ü Умение действовать в соответствие с личной и общественной выгодой

ü Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений

Личного самосовершенствования

ü Развиты способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональная саморегуляция и самоподдержка

ü Владение способами деятельности в собственных интересах и возможностях

ü Непрерывное самопознание, развиты необходимые современному человеку личностные качества

ü Сформирована психологическая грамотность, культура мышления и поведения, внутренняя экологическая культура, половая грамотность, забота о собственном здоровье.

В своей опытной работе мы руководствовались данными принципами и признаками при диагностике уровня компетентностей учащихся, и на опыте показали эффективность данной диагностики.

Страницы: 1 2