Учителю при оценивании работ учащихся полезно будет иметь следующую таблицу признаков компетентности учащихся (табл. 2), разработанную на основе классификации компетенций А. В. Хуторского.
Таблица 2
Признаки компетентности учащегося
Вид компетенции |
Признак того, что учащийся компетентен |
Ценностно-смысловая |
ü Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем ü Умение выбирать целевые и смысловые установки своих действий ü Умение принимать решение ü Умение планировать свою деятельность |
Общекультурная |
ü Обладает познаниями и опытом деятельности ü Осведомлен в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основе жизни человека и человечества, отдельных народов, основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций и т.д. |
Учебно-познавательная |
ü Самостоятельная познавательная деятельность ü Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности ü Владение креативными навыками продуктивной деятельности ü Владение приемами действий в нестандартных ситуациях ü Умение отличать факты от домыслов ü Владение измерительными навыками ü Использование вероятностных, статистических и иных методов познания |
Информационная |
ü Умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию ü Умение организовывать, преобразовать, хранить и предавать полученную информацию ü Демонстрирует понимание предложенной информации ü Делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности |
Коммуникативная |
ü Навыки работы в группе ü Знание необходимых языков (в том числе математический) ü Владение различными социальными ролями в коллективе ü Умение представить себя –написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. ü Работа с вопросами на уточнение |
Социально-трудовая |
ü Владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя) ü Владение знанием и опытом в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя) ü Владение знанием и опытом в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. ü Умение анализировать ситуацию на рынке труда ü Умение действовать в соответствие с личной и общественной выгодой ü Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений |
Личного самосовершенствования |
ü Развиты способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональная саморегуляция и самоподдержка ü Владение способами деятельности в собственных интересах и возможностях ü Непрерывное самопознание, развиты необходимые современному человеку личностные качества ü Сформирована психологическая грамотность, культура мышления и поведения, внутренняя экологическая культура, половая грамотность, забота о собственном здоровье. |
В своей опытной работе мы руководствовались данными принципами и признаками при диагностике уровня компетентностей учащихся, и на опыте показали эффективность данной диагностики.