Страница 1

Исследования по проблеме формирования монологической речи у младших школьников с нарушенным интеллектом проводилось на базе специальной школы №5 г. Тайшета.

В эксперименте участвовало 14 детей. Биологический возраст испытуемых на момент исследования был 9 лет. У детей экспериментальной группы наблюдалось стойкое снижение познавательной деятельности в виде олигофрении в лёгкой степени дебильности.

Перед процедурой обследования была изучена документация на каждого ребёнка, проведено непричастное наблюдение за работой на логопедических и общеобразовательных занятиях, с помощью которых удалось получить информацию об испытуемых, в частности: их индивидуальные возможности, способности и интересы, а также особенности личностно-волевой сферы и поведения.

Организация констатирующего эксперимента.

После изучения теоретического материала по вопросу формирования связной речи детей с нарушением интеллекта был организован констатирующий эксперимент, целью которого было выявить степень сформированности связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Для этого были использованы и адаптированы методики, описанные в работах Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., и Филичевой Т.Б.

Наглядный материал для обследования был подобран в соответствии с возрастом испытуемых, их индивидуальными возможностями и способностями.

Испытуемым предлагалось выполнить следующие задания:

1. Составить связный рассказ по серии сюжетных картин «На мостике».

Цель: Выявить умение составлять рассказ по серии сюжетных картин, где события развиваются в определенной последовательности.

Инструкция:

Подобрать серию из 2-4 картинок по определенной теме. Разложить их перед ребенком, объявив коротко последовательность событий. Перемешав карточки, предложить ребенку ещё раз самому разложить их в нужной последовательности, ответить на вопросы по их содержанию и попробовать рассказать об изображенном событии «все с самого начала.

2. Составить связный рассказ по серии сюжетных картин «Девочка и ёжик».

Цель: Выявить умение составления связного высказывания повествовательного типа по нескольким сюжетным картинкам.

Инструкция:

Подобрать серию из 3 картинок по заданной теме. Разложить их перед ребенком, объяснить коротко последовательность событий. Детям предлагается рассмотреть картинки, затем рассказать самостоятельно об изображённых на них событиях. В случае затруднения детям оказывалась стимульная помощь.

3. Составить связный рассказ по сюжетной картине «На огороде».

Цель: Выявить умение составлять рассказ по сюжетной картине, где закономерность развития событий не задана.

Инструкция:

Подобрать сюжетную картину по определенной теме. Вначале ребенку предлагается рассмотреть картину, ответить на вопросы по её содержанию и попробовать рассказать об изображенном событии. После детям предлагалось рассказать о содержании сюжетной картины.

4. Пересказать отрывок из рассказа «Кыш! » Я. Тайца.

Цел: Выявить умение строить связное высказывание по литературному образцу, пересказывать, сохраняя последовательность событий.

Инструкция:

Детям читается отрывок из рассказа. Затем педагог проводит словарную работу; выясняет, какие слова и выражения не понятны детям; предлагает ответить на вопросы; выясняет смысл рассказа (почему же куры не хотели идти к Наде?). Педагог читает текст ещё раз и предлагает детям пересказать его.

После процедуры обследования, полученные результаты оценивались путем анализа по следующим критериям:

1. Анализ предложений,

Количество слов в предложении (использование различных частей речи).

2. Анализ текстов.

- количество простых нераспространенных предложений;

- количество простых распространенных предложений;

- количество сложносочиненных предложений;

- количество сложноподчиненных предложений.

Пересказ текста оценивался следующим образом:

- понимание содержания текста;

- полнота содержания текста;

- логическая последовательность;

- синтаксическая структура предложений;

- объём пересказа.

Описание процедуры обследования.

Процедура обследования проводилась на индивидуальных занятиях. Работа начиналась с установления контакта с испытуемым. Далее объяснялась инструкция, после чего ребенок выполнял данное задание.

Так при выполнении первого и второго задания, где требовалось составить рассказ по серии сюжетных картин, после их предъявления дети с удовольствием рассматривали картинки, отвечали на вопросы, показывали изображенные на них предметы и действующих лиц, которым давали имена Затем раскладывали картинки в нужной последовательности и пытались составить рассказы.

Страницы: 1 2